Валиуллина Файруза
Познавательно-коммуникативная и продуктивная деятельность в подготовительной группе «Откуда хлеб на стол пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба
Задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека. Познакомить детей с процессом выращивании хлеба, со злаковыми культурами (рожь, пшеница). Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
Публикация «Познавательно-коммуникативная и продуктивная деятельность в подготовительной группе „Откуда хлеб на стол пришёл“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России.
Активизация и обогащение словаря: комбайнёр, элеватор, хлебороб, хлебозавод, тракторист, мельница, мельник, жатва.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о сборе урожая хлеба, рассматривание иллюстрации, заучивание пословиц, чтение литературных произведений по теме, рассматривание колосьев ржи и пшеницы, изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
Материал: хлебобулочные изделия (хлеб, кренделя, печенье, сухари и т. д.) слайды о выращивании хлеба, разрезные картины сельхоз хозяйственных машин
Ход занятия.
Под песню: «Отличные пшеничные» дети заходят и садятся.
Воспитатель: посмотрите ребята, нам сегодня прислали посылку. Как вы думаете, что в ней лежит? Давайте потрясём её. Она тяжёлая. А давайте понюхаем её. Очень знакомый запах. Если вы отгадаете загадку то узнаете, что там лежит.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(хлеб).
Д/и «Какой хлеб».
(дети по кругу передают хлеб друг другу и называют определения: румяный, свежий, мягкий, аппетитный, чёрствый, чёрный, белый, витаминный, вкусный, душистый, воздушный, ароматный).
Воспитатель: хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный, румяный и свежий. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. А какие стихотворения вы знаете о хлебе?
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях имеют
Сил для хлеба не жалеют.
Сеют в поле зёрна раннею весной,
А над ними светит солнышко родное.
На ветру весёлом зашумят колосья,
Будет урожайной золотая осень.
(стук в дверь).
Воспитатель: Кто это к нам пришёл?
(входит мельник).
Мельник: (здоровается). Я великий волшебник – Мельник. А вы знаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Земля, дождик, солнце, удобрения и труд.
Мельник: А какие профессии нужны?
Дети: Трактористы, комбайнёры, хлеборобы.
Мельник: Какие машины помогают людям вырастить и убрать хлеб? (Ответы детей).
Сегодня я расскажу вам, что же ещё нужно для того, чтобы мы могли каждый день есть вкусный хлеб.
Хороводная игра: «Крст ле скнем».
Мельник: Давайте просмотрим, какой долгий путь прошёл наш хлеб, прежде чем попасть на стол?
Воспитатель:
(I слайд). Весной лишь только просохнет земля в поле выходят тракторы. Кто ведёт трактор?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Что делает трактор?
Дети: Тащит плуг, который вспахивает землю, готовит землю для посева зерна.
Воспитатель: Потом к трактору прикрепляют сеялки и те ровными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Что нужно чтобы зёрнышко взошло и чтобы колосок созрел?
Дети: «Дождик и солнышко»
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.
Игра «В землю зёрнышко попало».
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало. (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал. (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
(II слайд).
Воспитатель: Вот и созрел наш колосок. Начинается жатва.
(повтор хором и индивидуально).
И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работают на комбайне?
Дети: Комбайнёры.
(Звучит музыка И. Кишко. «Комбайнёр», ребёнок читает стихотворение).
Хлеб созрел
В полях моторы
Песню жатвы завели
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
Воспитатель: А что же делает комбайн?
Дети: Собирают колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.
Воспитатель: Куда же машины везут зерно?
(III слайд).
Ребёнок:
Хлеб созрел
Но к нам на стол
Прямо с поля не пришёл
С поля даже в магазин
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Воспитатель: Элеватор – это специальные сооружения для хранения зерна.
Д/и: «Собери картину». Какие машины помогают вырастить хлеб.
(Две команды).
Воспитатель: А куда попадает зерно из элеватора?
(IV слайд).
Дети: На мельницу.
Мельник: Посмотрите, сколько разных мельниц придумали люди в разное время.
Вот это – Ветреная мельница. Ей помогает работать энергия ветра.
А вот – Водяная мельница. Люди которые жили у реки строили такие мельницы. Эти мельницы работали от энергии воды.
Потом люди придумали себе лучшего помощника - Электрическую мельницу. Она работает круглый год, потому что ей помогает электрическая энергия. На электрической мельнице всё делают машины, а люди им только помогают.
Воспитательница: А куда потом отправляется мука?
(V слайд).
Дети: На хлебозавод, пекарю.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины своими механическими руками вымешивают тесто для хлеба.
Игра-загадка.
(загадки про муку, воду, соль, сахар, дрожжи, хлеб).
Загадки
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(ответ: мука)
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
(ответ: соль)
Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(ответ: сахар)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(ответ: вода)
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало.
(ответ: печь)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом.
(ответ: хлеб)
Воспитатель: Когда хлеб испечётся его грузят в машины и везут в магазины. А что ещё пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Печенье, сухари, булочки, пироги, торты и т. д.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже испечём печенье.
Лепка из тесто «Печенье».
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Хлеб – всему голова. Всего три слово, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. А какие вы знаете пословицы?
(Дети говорят пословицы).
Пословицы
Без хлеба – нет обеда.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
Много снега – много хлеба.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
Воспитатель: Ну вот, теперь вы знаете, какой длинный путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб нужен каждому из нас, каждый день. Хлеб – главное наше богатство, его нужно беречь! Не оставляйте не доеденные куски, не выбрасывайте их, дорожите каждым куском хлеба.
(Заходит пекарь, приносит наши печенья)
Пекарь: Вот какие вкусные, аппетитные у нас получились печенья.
Воспитатель: Приглашает всех на чаепитие.