Кудашкина Лидия
Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение городского округа
Саранска «Детский сад № 20 комбинированного вида»
Представление педагогического опыта воспитателя
Кудашкиной Лидии Александровны
Тема опыта: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности».
Сведения об авторе: Кудашкина Лидия Александровна, образование высшее
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Публикация «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности» размещена в разделах
высшего профессионального образования «Мордовский государственный
педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, общий педагогический стаж: 10 лет, стаж работы в МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»- 10 лет.
1 Введение
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие.
Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку.
Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере : дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.
Именно поэтому я уделяю большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Основная идея.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его
актуальным, важным и необходимым, потому что художественно – эстетическое развитие открывает возможности творческих способностей, фантазии и воображения у детей дошкольного возраста.
Художественно – эстетическое развитие - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
В процессе работы по данной теме мною были разработаны :
перспективные планы работы с детьми для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и родителями, конспекты занятий; проведены открытые ООД,
организованы творческие конкурсы и выставки работ воспитанников.
В опыте представлена реализация форм, методов, организация работы с педагогами, детьми, родителями по художественно-эстетическому развитию детей. При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между необходимостью художественно-эстетического развития дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольном учреждении. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: поиск наиболее эффективных форм, методов и средств по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Для реализации опыта я выдвинула следующую гипотезу: если в ДОУ создать систему по художественно - эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет способствовать максимальному раскрытию творческих способностей воспитанников.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории:
Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, "динамичной". Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Опыт формировался под влиянием взглядов и научных работ кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Т. С. Комаровой; кандидата педагогических наук, доцента кафедры эстетического воспитания Московского государственного педагогического университете М. Б. Зацепиной; кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Е. К. Ривиной.
Мною были изучены и использованы публикации и программа эстетического воспитания "Красота, Радость, Творчество" авторы: авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.
Изучила материалы кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника института развития дошкольного образования Российской академии образования Коротковой Н. А. в которых рассматриваются современные подходы к организации образовательного процесса ДОУ. Опираясь на исследования учёных (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Саккулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Парамоновой, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой, Л. Н. Комиссаровой, В. А. Езикеевой, Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой и др., я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств художественно – эстетического развития детей.
Новизна
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Увлекая ребенка сказочным миром искусства, незаметно развиваются воображение и способности ребенка. Учитывая возрастные способности младших дошкольников, доминирующей является сказочно - игровая форма преподнесения нового материала. Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим.
Художественная деятельность является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе изображения совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в работе задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Сложной для дошкольников является методика изображения предметов. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу творения и ведёт к детской неуверенности.
Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
2. Технология опыта
«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также
словарный запас малыша. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Я в своей работе отдала предпочтение художественно – эстетическому развитию.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является художественно – эстетическая деятельность.
По работам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой,
аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей
инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического развития является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет музыкально-театрализованная и изобразительная деятельность. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.
Для успешного внедрения приоритета по художественно-эстетическому развитию работа в группе строилась по следующим направлениям:
Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей
Работа с педагогическими кадрами
Работа с воспитанниками группы
Дополнительные услуги
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
3 Результативность опыта
В своей работе применяю многообразие художественно – эстетического развития с применением на занятиях и в свободной деятельности детей разнообразных пальчиковых игр и упражнений.
Принципы педагогической работы по художественно-эстетическому развитию.
- Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
- Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
- Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников. Формы организации эстетического развития :
- Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
- Образовательная деятельность — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
- Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
- Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
- Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.
В работе используются следующие методы и приемы :
- Традиционные методы : чтение художественной литературы, беседы по картинкам, подражание, отгадывание загадок, диалог, круглый стол.
- Дидактические игры «Подбери нужный цвет», «Цвет, форма, величина», «Опиши впечатления», «Взгляд художника».
- Метод эстетического убеждения и эстетического выбора на формирование эстетического вкуса : подбор иллюстраций на темы «Дети, глазами художника», «Зимние пейзажи» и т. д. ;
- Оформление выставок детского творчества : «В гостях у сказки», «Подснежника глянул глазок голубой», «Летние цветы», «Детский сад глазами детей», «Дружат дети всей земли», «В сказочном лесу» и т. д.
- Методы двигательной активности: физминутки, подвижные игры «Краски», «Помощники художника», игры-забавы «Нарисуй и отойди», «Продолжи рисунок», сюжетно-ролевые игры «В мастерской художника», эстафеты «Кто быстрей нарисует», «Собери картинку».
- Слушание музыкальных произведений,
- Методы сотворчества («Групповой», «Портрет из природного материала», «Рисуем мелом вместе»)
- Включение элементов творчества в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность.
«Художественное эстетическое развитие» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: 1. «Познавательное развитие». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. 2. «Речевое развитие». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. 3. «Физическое развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. 4. «Социально – коммуникативное развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Этапами моей деятельности в получении положительного результата стали следующие:
1. Мотивационно-побудительный через знакомство детей с новыми изобразительными материалами, продуктивным оборудованием, заинтересованность играми в разных видах детской деятельности.
2. Продуктивно-познавательный через организацию образовательной деятельности с детьми средней группы (аппликация, лепка, рисование, конструирование, ручной труд, элементарное конструирование, робототехника и т. д.)
3. Результативно-диагностический через обобщение результатов детской деятельности (выставки, подарки для родителей, сюрпризы для друзей и другое).
В образовательном процессе художественно-эстетического развития активно использую :
-технологию музейной педагогики. Произведения искусства, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, опыта чувств и отношений. Коллекционирование развивает умение систематизировать, обобщать, углублять познания. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру, деятельности. Для расширения кругозора детей и приобщения к миру прекрасного были организованы мини-коллекции, фото-выставки в группах детского сада, а также в фойе «Деревянная игрушка», «Стеклянное чудо», «Куклы народов мира», и др. Эти мини-коллекции помогли приобщить малышей к волшебному миру прекрасного.
-технологию проектирования – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблемы, лично значимой для ребёнка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания. Дети свободны в своём творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. В работе над проектами участвовали не только дети, но и их родители. -технологию сотрудничества Л. С. Римашевской, которая способствует формированию умения у дошкольников сотрудничать друг с другом. Я активно применяю модели для организации процесса, модели для организации групповой работы, модели – источников знаний для дошкольников, что позволяет детям в групповой работе не только определить цель задания (проекта, но и совместно спланировать свою деятельность, выполнить и оценить результат. -мультимедиа технологии. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов ребенка. Мультимедийные технологии я применяю не только при решении задач обучающего характера, но и как средство эмоциональной разгрузки (н-р, интерактивные физкультминутки). -методы нетрадиционных техник рисования, т. к. использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.
Интегрированные занятия, в отличии от традиционных, более сложные по насыщенности. Они требуют серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность увеличивается, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей.
Важную роль в реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение родителей к работе с детьми, поиск единомышленников.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:
Вовлечение семьи в образовательный процесс.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы : дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, диспуты, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие гостиные.
Оформляем папки-передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.
Опыт работы по использованию данного подхода, позволяет сделать выводо том, что раскрывается творческий потенциал всех участников педагогического процесса, гармонизируются отношения между детьми, педагогами и родителями, повышается уровень художественной и общей культуры.
Дети активно участвуют в конкурсах и занимают призовые места:
Наименование конкурса Результат участия Ф. И. ребенка Дата
Победы и призовые места в очных/ заочных мероприятиях сети Итернет
Всероссийский конкурс детского творчества
«Моя любимая игрушка» Диплом
I степени Бикмурзина Кира 13.08.2019 г.
Международный конкурс детского творчества Диплом
I степени Хрящикова Арина 11.08.21 г.
Победы и призовые места в очных муниципальных мероприятиях
Городской конкурс «Фабрика Деда Мороза» Диплом
III место Пышков Радмир 2020г.
Городской конкурс художественного творчества, посвященный Дню матери Диплом
II место Бикмурзин Руслан 2018г.
Муниципальный конкурс рисунков «Осенние мотивы» Диплом
II место Малькова Ульяна 2020г.
Победы и призовые места в очных республиканских мероприятиях
Республиканский конкурс «Птичий дом», посвященный всемирному дню птиц. Диплом
1 степени Хрящикова Арина Апрель 2019г.
Региональный конкурс «Правила Дорожного Движения» Диплом
1 степени Бикмурзин Руслан Сентябрь 2019 г.
Конкурс презентаций Ко дню Космонавтики «Меж звезд и галактик» Диплом
3 степени Кривочков Илья Апрель 2021 г.
Республиканский конкурс
«Зимняя сказка» Диплом
3 степени Малькова Ульяна Январь 2021 г.
Республиканский конкурс
«Зимняя сказка» Диплом
3 степени Пышков Радмир Январь 2021 г.
Республиканский конкурс
«Зимняя сказка» Диплом
2 степени Кудашкин Николай Январь 2021 г.
Республиканский конкурс рисунков «Три спаса» Диплом
2 степени Хрящикова Арина Август 2021 г.
Республиканский конкурс рисунков «Три спаса» Диплом
2 степени Кудашкин Николай Август 2021 г.
4. Список литературы
1 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. :ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика- Синтез. ,Москва2005г
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2-е изд., испр. –М. : Мозайка-Синтез. 2014 -336 с.
4. Алиева Г. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребёнка – дошкольника. –М. : Карапуз. 1997 – 288 с.
5. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. –М. : Просвещение. 1978 -112 с.
6. Байматова В. А. Как научить рисовать -2 Цветы, ягоды, насекомые. –М. : Скрипторий 2003 2008 – 32 с.
7. Богатеева З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. –М. : Просвещение. 1982 -175 с.
8. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. –М. : Просвещение, 1992 -208 с.
9. Примерная основная образовательная программа «На крыльях детства». Под ред. Н. В. Микляевой. ТЦ «Сфера», 2015 г
10. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Под ред. Н. В. Микляевой
11. Горина Л. В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования // Современная наука: теоретические и прикладные аспекты развития / гл. ред. И. В. Романова. — Чебоксары: INet, 2014. — Вып. 1. — С. 61-64.
12. Кетова В. Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 50-53.