Носова Ирина Николаевна
Роль сказки в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: «Роль сказки в воспитании дошкольников»
Сведения об авторе:
1. Смолдырева Ирина Николаевна
2. Образование: среднее профессиональное
3. Педагогический колледж г. Орск 2008 г.
4. Учитель начальных классов, воспитатель.
5. МБДОУ № 5 «Детский сад «Теремок»
6. Воспитатель
7. Педагогический стаж – 11 лет.
8. Стаж работы в занимаемой должности - 11 лет
9. Высшая квалификационная категория
Публикация «Роль сказки в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Ведущая педагогическая идея
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Николаевич Толстой)
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Условия возникновения и становления опыта.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу начала с возрождения интереса у детей к детскому фольклору. Я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу. Работу по данной теме веду уже не один год.
Актуальность опыта.
Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка.
На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни.
Теоретическая база темы.
В процессе моей деятельности по данной теме мною были изучены новые программы и теории. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей»(96,97 с 2). Это актуализирует проблему воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.
Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, К. И. Чуковский и др. О нравственном воспитании дошкольников посредством сказок можно узнать из следующих источников:
Н. М. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольника»
Л. В. Рыжова «Метод работы по сказкам»
О. Я. Шиян «Развитие творческого мышления»
О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду»
Новизна.
Развитие творческого мышления дошкольников и взрослых через сказку.
Ученые, которые исследовали сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.
Народные сказки не только обогащают воображения ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.
Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки некоторое время посвящаем проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Основные этапы, формы и
методы моего опыта работы со сказкой.
Цель: Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Педагогические задачи:
1. Воспитательные
1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
2. Развивающие.
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
3. Обучающие.
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
Эти задачи я решала следующим образом:
Во второй младшей группе я знакомила детей с жанром малого фольклора, в средней группе со сказками. Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, обсуждение, пересказ, театрализация, конкурсы, викторины. Предлагая детям песенку, потешку, использую музыкальное сопровождение, наглядный материал. Это различные виды театров, книжки раскладки, кубики. Использую фольклор в организованно - образовательной деятельности и в режимных моментах. Я организовываю предметно – развивающую среду в группе в соответствии с изученным сказками. Так же у нас имеется детская библиотека, уголок чтения, мини - театральная студия.
Использование данного опыта:
Данный опыт приемлем для использования в практике д/с.
Мотивация:
1) Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - "О чем эта сказка? Давайте заглянем?").
2) Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.
3) Загадка. "Поищем отгадку в сказке".
Приемы и методы (рассказываем сказку) :
1) Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.).
2) Герой сказки (игрушка).
3) Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы).
4) Фланелеграф (рассказываем и показываем).
5)Игры-драматизации (разные виды театров).
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок, догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка.
3) Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Цель обобщения опыта - систематизация и обобщение накопленного опыта по созданию целостной системы работы воспитателя в группе, направленной на достижение положительных результатов в работе педагога ДОУ.
Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.
Представленный опыт по применению в работе современных подходов в проведении разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к устному народному творчеству, увлечь в игру, эффективно развивать его речь.
Работа с родителями:
Для родителей я проводила консультации, давала советы, рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.
Так же организовывала выставки игр, книг для домашнего чтения, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Именины Мухи-Цокотухи», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).
Результативность:
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей.
В результате проведенной работы:
2014 – 2015 учебный год. 28 детей
Высокий уровень развития детей повысился до 20% (8 детей,
средний – с 60% (16 детей) до 80% (20 детей).
В результате проведенной работы:
2015 – 2016 учебный год. 28 детей
Высокий уровень развития детей повысился до 72% (23 детей, средний понизился с 72% до 28% (5 детей).
Приложение.
Показатели знаний и умений детей.
1. Умение внимательно слушать чтение литературных произведений.
2. Умение выделять поступки героев, давать элементарную оценку.
3. Умение различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в литературе.
4. Умение откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, слов, выражений.
5. Умение сопереживать героям.
6. Умение воспроизводить текст сказок при рассматривании иллюстраций.
7. Наличие потребности в чтении, самостоятельное добровольное обращение к книгам.
8. Применение нравственного урока из сказки на себя.
9. Умение аккуратно пользоваться книгой, бережно относиться, убирать на место.
Оценка выполнения осуществляется по 5-ти бальной шкале.
1-2 балла – низкий уровень
3-4 балла – средний уровень
5 баллов – высокий уровень
Библиография:
1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб. -метод. пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб. : Детство-Пресс,1998.
2. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова и др. ; под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Изд-во «Институт психотерапии», 2001.
3. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Конспекты комплексных занятий со сказками. – Спб: «Патриот» 2006.
4. Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвящение,1998.
5. Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе : традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.
6. Программа «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. 1961.
8. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение. 1983.
9. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс. 2003.
10. Диагностика речевого развития дошкольников : Научно-метод. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. 1997
11. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова. А. И. Максаков. М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение. 1984.
12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М. 2002.
13. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.
14. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М. 1967
15. Л. Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1991
16. Л. И. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.
17. Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.
18. Е. В. Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. – Москва, 1991.
19. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
20. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с. 51.
21. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с. 73.