Елена Владимировна Прасолова
Повышение эффективности здоровьесохраняющей деятельности посредством реализации педагогических проектов (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ
Актуальность выбранной темы. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст — наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Публикация «Повышение эффективности здоровьесохраняющей деятельности посредством реализации педагогических проектов (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
ФГОС ДО одним из основных направлений деятельности дошкольной образовательной организации определяет заботу о здоровье детей, их физическом развитии.
К сожалению, достижения ребенка в области образования зачастую идут в ущерб здоровью, двигательной активности. Ребенок остается пассивным объектом, инициатором физкультурно-оздоровительной деятельности является взрослый. Недостаточная компетентность ребенка в области оздоровления и физического воспитания также является причиной того, что он продолжает оставаться объектом педагогического воздействия. Сообразно с этим, возникает необходимость организации оздоровительной деятельностью в ДОО таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребенка, сориентировать на это педагога и родителей, чтобы ребенок осознанно постоянно физически совершенствовался, тем самым повышался уровень здоровья, формировался навык здорового образа жизни.
Однако в практике работы по повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО возникли следующие противоречия:
- между традиционным подходом к содержанию и организации методического сопровождения здоровьесохраняющей деятельности педагогов и потребностью введения новых технологий, наиболее адекватных современным целям образования.
- между необходимостью активизации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации и разным уровнем готовности педагогов к инновационным изменениям;
- между объективной потребностью в повышении эффективности здоровьесохраняющей деятельности в дошкольной образовательной организации и отсутствием системного решения данного вопроса.
Следовательно, необходимо создание такой системы методической работы и организации деятельности педагогов, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Внедрение системы здоровьесохраняющей деятельности посредствам реализации педагогических проектов эффективно в условиях инновационной деятельности образовательной организации. В этом случае педагоги объединяются в группы для внедрения конкретных проектов, входящих в программу развития ДОО в рамках единой концепции.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в заключается в создании необходимых условий, содействующих повышению эффективности педагогической деятельности по сохранению здоровья дошкольников в дошкольной образовательной организации посредством реализации педагогических проектов.
Длительность работы.
Работа над опытом охватывает период с 2015-2016 учебного года по 2017-2018 учебный год.
I этап - констатирующий, сентябрь – ноябрь 2015 года, на котором была выявлена проблема, изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой проблеме, подобран диагностический материал и проведена начальная медико-психологическая и педагогическая диагностика.
II этап – формирующий, декабрь 2015 года – март 2018 года. На данном этапе был реализован системный подход к методическому сопровождению здоровьесохраняющей деятельности педагогов в ДОО.
III этап – контрольный, апрель – май 2018 года, итоговый мониторинг, обобщение опыта работы.
Диапазон опыта представлен единой системой методического сопровождения педагогической деятельности по сохранению здоровья дошкольников посредством реализации педагогических проектов.
Теоретическая база опыта. Теоретическую базу данного опыта составляют исследования отечественных педагогов и ученых в области сохранения здоровья дошкольников : Л. В. Абдульмановой [2], В. Г. Алямовской [3], А. Л. Венгер [5], К. Ю. Белой [4], Н. А. Виноградовой [6], Т. В. Волосниковой [7].
На основе методических пособий А. Л. Венгер [5], С. Д. Забрамной [12], К. Фопель [15], В. П. Обижесвет [16], Н. Г. Яковлевой [21] в детском саду было организовано медико-психолого-педагогическое сопровождение дошкольников (разработаны необходимые документы, методические и диагностические материалы и т. д.).
Авторские разработки В. Т. Кудрявцевой [13], Н. Н. Ефименко [11], Л. Н. Волошиной [9], Т. А. Овечкиной [17] были использованы педагогами в ходе организации физкультурно-оздоровительной деятельности с дошкольниками, просветительской и методической работы с педагогами и родителями.
При создании здоровьесохраняющей инфраструктуры образовательной организации использовались пособия В. И. Усакова [18], Л. И. Фалюшиной [19], Л. Н. Волошиной [10].
Учебно-методические пособия Т. В. Волосниковой [8], Н. П. Макаркина [14], Ф. П. Ходеева [20] легли в основу построения структуры методического сопровождения здоровьесохраняющей деятельности посредством реализации педагогических проектов. Основополагающим принципом в проектном управлении является «улучшение взаимодействия структурных подразделений в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы». [14]
Проектная форма деятельности является педагогической технологией нового образования - одним из инновационных подходов в российском образовании.
«Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий». [14]
Опиралась на данные пособия, педагогами ДОО был разработан комплекс проектов по воспитанию здорового ребенка. Данные методические материалы стали основой организации совместных мероприятий взрослых и детей в рамках реализации педагогических проектов в разных возрастных группах. Все педагогические проекты были объединены в «Портфель проектов», который представлен на сайте образовательной организации.
Новизна опыта заключается в создании системы применения проектного метода, направленного на повышение эффективности здоровьесохраняющей деятельности в ДОО.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Данный опыт работы может быть использован старшими воспитателями детских садов по организации здоровьесохраняющей деятельностью в ДОО. Его реализация не требует дополнительных затрат к материально-технической базе ДОО и коррекции режима дня дошкольников.
Раздел II
Технология опыта
Целью опыта является — повышение эффективности образовательной деятельности по сохранению здоровья дошкольников посредством реализации педагогических проектов.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
организовать образовательную деятельность в ДОО на принципах здоровьеориентированной педагогики;
совершенствовать развивающую среду ДОО;
создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам сохранения здоровья дошкольников;
воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни, достижении положительной динамики в укреплении здоровья, улучшении показателей физической подготовленности детей;
совершенствовать систему взаимодействия участников образовательных отношений по повышению здоровьесохраняющей деятельности в ДОО.
Исходя из цели и задач, были сформулированы принципы здоровьесохраняющей деятельности в ДОО :
соотнесение цели образовательной организации и целей педагогов. Успех системы здоровьесохраняющей деятельности напрямую зависит от вовлеченности всего педагогического коллектива в реализацию данного направления деятельности образовательной организации. Соответственно, старший воспитатель должен решать задачи, связанные с формированием готовности педагогов к преобразованиям;
системный подход к повышению качества здоровьесохраняющей деятельности. Системный подход предполагает постоянное улучшение системы взаимосвязанных процессов через измерение и оценку. Инновации, осуществляемые на принципах системности, не ограничиваются совершенствованием технологического компонента уже существующей системы, а внедряются как элементы новой системы;
систематизация документационного обеспечения. Создание системы документооборота позволяет отслеживать основные условия реализации системного подхода в методическом обеспечении здоровьесохраняющей деятельности, в том числе – обратную связь по внедряемым инновациям.
Соблюдение перечисленных принципов обеспечило возникновение новых связей и позволило повысить эффективность деятельности в ДОО по сохранению здоровья дошкольников.
Одним из важнейших направлений образовательной деятельности ДОО является грамотная высокоэффективная организация методического сопровождения педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Эффективной системой, направленной на повышение качества здоровьесохраняющая деятельности в ДОО стала система управления проектами, обеспечивающая параллельно последовательное встраивание инновационных педагогических проектов в механизм общей деятельности ДОО.
Работа по повышению качества здоровьесохраняющей деятельности в ДОО посредством педагогических проектов включала следующие взаимосвязанные параметры:
- организация здоровьесохраняющей инфраструктуры образовательной организации;
- рациональная организация образовательной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы;
- планирование и особенности организации работы с педагогическими работниками;
- методическое обеспечение здоровьесохраняющей деятельности;
- взаимодействие с семьей и социумом.
Основным преимуществом внедрения педагогических проектов в ДОО, направленных на повышения качества образовательной деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, является: нацеленность на результат, постоянное взаимодействие с педагогами, детьми, родителями, инновационность, измеримость реализации конкретной задачи.
При разработке и реализации проектов педагоги ДОО объединялись в рабочие группы. (Приложение №3) Задача рабочих групп состояла в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Одни и те же педагоги одновременно входили в разные проектные группы и подчинялись нескольким руководителям проектов, которые организовывали данный процесс.
Старший воспитатель являлся руководителем проектной деятельности педагогов. В его функции входило формирование проектных групп, разработка системы контроля, установление связей с научными, культурными и методическими центрами города и области и т. д.
На протяжении 2015-2018 г. г. коллективом взрослых и детей детского сада были реализованы уникальные проекты по разным направлениям здоровьесберегающей деятельности. (Приложение №4)
Для обновления здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации в 2014/2015 учебном году рабочей группой педагогов, родителей и социальных партнеров был разработан и внедрен проект «Создание в ДОО развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья дошкольников». Проект был направлен на оснащённость групп, физкультурного зала, спортивной площадки необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Итогом проекта стало создание в ДОО развивающей предметно-пространственной среды, направленной на физическое развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, установление и расширение партнерских связей.
С целью повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у воспитанников, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья, в ДОО был реализован проект «Педагогическая мастерская» (2015/2016 учебный год).
Эффектом данного проекта стала положительная динамика аттестации педагогических работников на высшую и первую квалификационную категорию, 100% педагогов обучились на курсах повышения квалификации, на 15% повысилось число педагогических работников, принявших участие в профессиональных конкурсах, 58% педагогов организовали работу собственного сайта, в ДОО была оптимизирована система методического сопровождения педагогов по вопросам внедрения современных форм и методов здоровьесохраняющей деятельности, разработана система стимулирования педагогических инноваций.
Проект «Здоровый дошкольник» (2016/2017 учебный год) был направлен на решение задач образовательной области «Физическое развитие», повышение эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО. (Приложение №5)
Результатом проектной деятельности было практическое применение педагогами в работе по физическому развитию и оздоровлению дошкольников активных форм и методов образовательной деятельности, создание электронного банка педагогических инноваций.
Проекты «Здоровое питание» (2016 г., «Здоровая семья» (2016/2017 учебный год) были направлены на поиск наиболее эффективных форм работы участников образовательных отношений, обеспечивающих качество деятельности по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Итог проекта «Здоровое питание» - создание электронного сборника «Здоровое питание». Итог проекта «Здоровая семья» – создание клуба «Мама, папа, я - здоровая семья».
Проект «Лето спортивное» (2017г.) представлял собой социально-педагогическую игру по организации летнего отдыха детей. Содержание проекта было направлено на обеспечение полноценного, здорового, творческого и интересного проживания детьми каждого летнего дня в одной большой семье – детском саду. В рамках проекта была разработана программа совместной деятельности детского сада, семьи и МБОУ «ООШ №15» по созданию единого развлекательно-игрового пространства «детский сад-школа» в летний оздоровительный период.
Результат внедрения педагогических проектов по повышению эффективности здоровьесохраняющей деятельности в ДОО следующий :
- определено содержание взаимодействия участников образовательных отношений по повышению эффективности и качества здоровьесохраняющей деятельности в ДОО на основе интеграции инновационных потенциалов образовательной организации, семьи и социальной среды;
- разработана и систематизирована научно-методическая база;
- обновлено материально-техническое оснащение групп, спортивного зала, спортивной площадки в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- разработана система контроля качества здоровьесохраняющей деятельности в ДОО;
- разработана и внедрена личностно адаптированная система непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленная на повышение профессионально-педагогической компетентности по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста;
- разработана система поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества по физкультурно-оздоровительной деятельности;
- разработана и внедрена система оценивания инновационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению дошкольников;
- были расширены связи с социальными партнерами по повышению эффективности здоровьесохраняющей деятельности в ДОО.
Таким образом, правильная организация деятельности, постановка задач, четкое и своевременное их исполнение всеми субъектами образовательной деятельности, обеспечение мотивации исполнителей, обучение кадров, опережающий контроль, наличие побуждающего, а не принуждающего стиля руководства педагогическими работниками со стороны старшего воспитателя обеспечили новый виток в оптимизации здоровьесохраняющей деятельности в ДОО.
Раздел III
Результативность опыта
Итогом внедрения педагогических проектов стало повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности, выраженное в росте показателей результативности работы ДОО по отношению к прошлым достижениям.
В таблице представлена динамика показателей результативности здоровьесохраняющей деятельности в процессе реализации педагогических проектов по основным направлениям деятельности ДОО. (Таблица 1)
Таблица 1
Оценка эффективности здоровьесохраняющей деятельностью в ДОО
Контингент Критерии эффективности здоровьесохраняющей деятельности 2015-2016 уч. год 2017-2018 уч. год
Дошкольники Индекс здоровья 36,1 36,6
количество пропущенных дней по болезни одним ребенком 11,8 11,3
% часто болеющих детей 3,2 1,3
% детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение средней степени 18,7 17,5
% детей с низким уровнем социальной адаптации 16,0 15,2
% информированности детей о здоровье и здоровом стиле поведения (старший дошкольный возраст) 75,1 79,8
% детей. имеющих высокий и средний уровень гигиенической культуры 83,4 85,1
Родители коэффициент удовлетворенности физкультурно-оздоровительной деятельностью ДОО 3,4 3,6
% включенности в спортивно-оздоровительную работу 64,3 68,5
% информированности родителей о здоровье, здоровом стиле поведения 78,4 79,3
Педагоги рост профессионального мастерства % педагогов, имеющих высшую категорию 28,1 28,5
оценка в баллах удовлетворенности педагогов своей работой 3,1 3,8
% педагогов, имеющий обобщенный опыт по сохранению и укреплению здоровья дошкольников 17,9 18,1
Социум число устойчивых здоровьесохраняющих внешних коммуникаций (наличие гибких программ взаимодействия, 2 3
число массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, проведенных в социуме 4 7
Подводя итог, можно сделать вывод, о том, что внедрение педагогических проектов позволило повысить эффективность здоровьесохраняющей деятельности в ДОО.
Библиографический список
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», – Санкт-Петербург. : Детство-Пресс, 2016-353с.
2. Абдульманова, Л. В., Дружинина, В. Л. Здравушка/Л. В. Абдульманова, В. Л. Дружинина-Ростовн/Д. ,2013.-416с.
3. Алямовская, В. Г. Как воспитывать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. -М. :Linka-press, 2014.-109с.
4. Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам/К. Ю. Белая - М. :ТЦ Сфера, 2014-160с.
5. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство/А. Л. Венгер. -М. :Генезис,2010-137с.
6. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ/Н. А. Виноградова. -М. :Айрис-пресс, 2014.-192с.
7. Волосникова, Т. В. Создание модели инновационного дошкольного учреждения, обеспечивающего сохранение здоровья ребенка средствами физического воспитания//Модернизация Российского образования. Материалы Всерос. конф. -М. ,2013.-С. 13-18.
8. Волосникова, Т. В. Управление качеством оздоровительной деятельности дошкольного учреждения/Т. В. Волосникова. - Владимир. -2013.-143с.
9. Волошина, Л. Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников/Л. Н. Волошина. - Екатеринбург. -2014.-165с.
10. Волошина, Л. Н. Обучение игровой деятельности в разновозрастной группе/ Л. Н. Волошина. - Волгоград. -2014.-164с.
11. Ефименко, Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/Н. Н. Ефименко. -М. :Линка-Пресс,2013.-187с.
12. Забрамная, С. Д., Боровик, О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей/С. Д. Замбрамная, О. В. Боровик. - М. :РИНО, 2013г. -214с.
13. Кудрявцева, В. Т. /Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет/В. Т. Кудрявцева. - М. :РИНО,2013.-321с.
14. Макаркин, Н. П. Управление качеством образования на муниципальном и региональном уровнях/Н. П. Макаркин. М. : АРКТИ,2013.-167с.
15. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать?/К. Фопель. - М, : Генезис,2014.-164с.
16. Обижесвет, В. П. Настольная книга медицинской сестры детского сада/В. П. Обижесвет. -М. :Линка-Пресс, 2014.-286с.
17. Овечкина, Т. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ/Т. А. Овечкина//Дошкольная педагогика. -2012-№5(32)-С. 8-14.
18. Усаков, В. Н. Научные подходы к созданию здоровьесохраняющей среды/В. И. Усаков. -М. ,2015.-147с.
19. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательных процессов в дошкольном образовательном учреждении/Л. И. Фалюшина. -М. :АРКТИ, 2015.-186с.
20. Ходеев, Ф. П. Стратегическое управление инновациями/Ф. П. Ходеев. - СПб. :20013.-186с.
21. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику/Н. Г. Яковлева. - СПб. : Сфера,2013.-139с.