Печникова Наталья
Проект «Опыт применения лэпбуков «Играем со звуками» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Опыт применения лэпбуков «Играем со звуками» для детей дошкольного возраста.
Сведения об авторе: Печникова Н. С. учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида№6" г. Иванова
Участники проекта : дети дошкольного возраста, педагоги.
Продолжительность проекта : долгосрочный: начало - сентябрь 2016г., окончание - май 2017г.
Публикация «Проект „Опыт применения лэпбуков „Играем со звуками“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Условия возникновения опыта. Опыт работы над темой сложился постепенно. На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ДО, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий. Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – лэпбук. Значение его в работе учителя-логопеда трудно переоценить.
Лэпбук (lapbook-книга на коленях, или, как его еще называют тематическая интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Работа с лэпбуком поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал. Лэпбук – большое поле совместной деятельности учителя-логопеда и воспитанника, которое позволяет активизировать у детей интерес к занятиям и помогает лучше понять и запомнить материал.
Актуальность. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением. Правильная речь, чистое звукопроизношение - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения. Сложившаяся ситуация в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Логопеды часто испытывают затруднения в организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В связи с этим разработка данного проекта является актуальной.
По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
Объект проекта : современные средства обучения детей дошкольного возраста.
Предмет проекта : использование лэпбука в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Гипотеза: можно предположить, что закрепление правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей.
Цель проекта : создание условий для успешной автоматизации звуков в речи ребенка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
2. Способствовать формированию интереса детей к обучению. 3. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
5. Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.
Ресурсы:
1. Нормативно-правовые:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;
2. Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших материальных затрат. В работе используется компьютер и цветной принтер для распечатывания шаблонов и заготовок.
3. Кадровые ресурсы: для создания и использования лэпбуков в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка логопедов. Использование лэпбука может осуществляться воспитателями логопедических групп и логопедами дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.
Предполагаемый продукт проекта : создание лэпбуков по запланированной теме, выставка лэпбуков в дошкольной образовательной организации "Лэпбук - это увлекательно", презентация для педагогов "Лэпбук : от идеи до воплощения", рекомендации для педагогов по созданию лэпбуков. Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовываться в условиях сотрудничества логопеда и воспитанников, что позволяет реализовать режим развития данной возрастной группы и дошкольной организации.
2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между логопедом и детьми, и формированию осознанного отношения детей к процессу совместной деятельности и способам ее реализации.
3. Основные принципы реализации проекта : комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельностный подход, создание предметно-развивающей среды.
Теоретическая значимость работы заключается в определении особенностей использования лэпбука в обучении детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению лэпбуков в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
Риски:
1) Нерегулярная посещаемость детей детского сада по причине заболеваемости, соответственно пропуски совместной деятельности;
2) Низкая активность детей.
Предупреждение рисков:
1) Профилактика заболеваний в режимных моментах;
2) Использование здоровьесберегающих технологий;
3) Реализация принципа личностно-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками.
Этапы проекта
№ этапа проекта Проектные мероприятия Срок исполнения Промежуточный результат Ответственные
1. Подготовите-льный этап
1. Выбор и формулирование темы проекта Сентябрь - октябрь 2016г. Теоретическое обоснование проблемы логопед
2. Определение объекта, предмета проекта, гипотезы Сентябрь - октябрь 2016г. логопед
3. Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме исследования Сентябрь - октябрь 2016г. Определение нормативной базы исследования логопед
2. Проектирово-чный этап 1. Разработка плана-графика мероприятий Октябрь 2016г. План руководства логопед
2. Мониторинг речиязыковой компитенции детей. Декабрь 2016г. Анализ ситуации в группе логопед
3. этап реализации проекта 1. Изготовление лэпбука "Играем со звуками[С], [Сь]. Октябрь 2016г. логопед
2. Мастер-класс с педагогами "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослых и детей" Ноябрь 2016г. логопед, педагоги ДОУ
3. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [З], [Зь]. Ноябрь 2016г. логопед
4. Изготовление лэпбука "Играем со звукам [Ц]. Декабрь 2016г. логопед
5. Презентация для педагогов "Лэпбук : от идеи до воплощения"
Январь
2017г. логопед, педагоги ДОУ
6. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [Ш], [Ж]. Февраль
2017г. логопед
7. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [Л], [Ль]. Март
2017г. логопед
8. Изготовление лэпбука "Играем со звуками [Р], [Рь]. Апрель
2017г. логопед
9. Организация выставки лэпбуков Май
2017г. логопед
4. Контрольно-оценочный этап
1. Мониторинг речиязыковой компитенции детей. Май
2017г. Анализ ситуации в группе логопед
2. Разработка плана-графика мероприятий на дальнейшее развитие проекта Май
2017г. логопед
Заключение
Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбуков, как средства формирование правильного звукопроизношения и совершенствование речевого развития детей дошкольного возраста.
Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Были проведены различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №6» для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса. Результаты работы с лэпбуком показали, что
-дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, с помощью мнемотехники;
- дети инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
-дети активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
- они способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, договариваться, старатся ;
- дети обладают чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
-дети обладают развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
- у них развиты крупная и мелкая моторика.
Мониторинг речеязыковой компетенции детей логопедической группы
Перспективы развития -это накопление и пополнение лэпбуков дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук.
Список литературы:
1. Е. А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»- М., Сфера, 2009
2. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Развиваем внимание»
3. О. Е. Громова «Инновации в логопедическую практику»- М., Линка-Пресс, 2008
4. Т. А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки»- М., 2008
5. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» - М., Мозаика-Синтез, 2006
6. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» М., Просвещение, 2009
7. Логопедические раскраски. «Звуки Ж,Ш,Р,С,Ц,З»
8. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство Гном и Д, 2009 9. Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ : Издательство Гном, 2011 10. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Издательство ГНОМ и Д, 2008. 11. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство ГНОМ и Д, 2008. 12. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство ГНОМ и Д, 2008. 13. Комарова Л. А. 12. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
14. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ш, Ж / : Санкт-Петербург. 2006.
15. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ч, Щ / : Санкт-Петербург. 2008.
16. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015.