Евдокия Ткачёва
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Ход НОД
Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой сейчас месяц зимы.
Публикация «Обучение рассказыванию по картине „Зимние развлечения“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Выслушав ответы детей, педагог продолжает: «Зима — чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „картины написаны“? Я не ошиблась — так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину».
Педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения» (серия «Четыре времени года», автор О. Соловьева (М. : Просвещение). (Детей следует усадить как можно ближе к мольберту.)
«Как можно назвать картину? — спрашивает воспитатель. — Какое время года и какое время суток запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день теплый и солнечный?
Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»
Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.
«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на горке», — предлагает воспитатель.
Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка рассказать о том, как дети катаются с горки.
Затем педагог начинает рассказ : «Однажды в теплый зимний день дети выбежали на участок. Один ребенок сразу же побежал на горку.» — воспитатель передает слово ребенку.
Педагог привлекает внимание ребят к снеговику. Кто-нибудь из детей обобщает результат наблюдений в маленьком рассказе.
«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзьях», — напоминает педагог.
Дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.
Далее воспитатель предлагает дошкольникам составить рассказ о картине в целом, просит придумать его концовку.
Выслушиваются 2–3 рассказа. Воспитатель оценивает рассказы. Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Подчеркивает, что это достигается последовательным описанием законченных частей картины (катание с горки, у снеговика, около кормушки для птиц). Обращает внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.
Предлагаю вниманию детей свой образец рассказа (если дети рассказывали хорошо, образец можно не давать) : «В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.
Рядом с горкой — большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке.
„Не бойтесь, птички, не обидим“, — говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им ветку рябины».
Итог: читаю стихотворение С. Черного «Волк» и «дарит» детям новую зимнюю загадку :
Пришел Яшка —
Белая рубашка,
Где он пробегает —
Ковром устилает.
(Снег)