Папки-передвижки

Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин

Марина Пшеничная
Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин
▼ Скачать + Заказать документы

К. Д. Ушинский

«Учите ребенка, каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинами, и он усвоит их на лету».

Ведущую роль в процессе развития ребенка играет развитие связной речи и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. В овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем связная речь вбирает в себя все достижения ребенка. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.

Публикация «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин» размещена в разделах

Связь речевого и умственного развития детей отчетливо выступает в формировании связной речи, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения. Наиболее актуальным в дошкольном возрасте по-прежнему остается речевое развитие. В дошкольном возрасте у детей совершенствуется диалогическая речь: могут поддерживать беседу, учатся высказывать свою точку зрения, согласие, несогласие с ответом товарища.

Главной задачей развития связной речи в раннем возрасте является совершенствование монологической речи детей.

Эта задача решается через различные виды деятельности:

- пересказ литературных произведений;

- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы;

- создание творческих рассказов;

- сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Все виды деятельности актуальны при работе над развитием связной речи.

Я выбрала эту тему, так как работа с дошкольниками показывает, что подготовка и проведение занятий по серии сюжетных картин бывает трудной, но интересной для детей и необходимой.

При рассматривании картины дети отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением, учат правильно и грамотно строить предложения.

Предметом бесед по серийным картинкам чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит.

Поступки оцениваются с точки зрения моральных норм как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Дети знакомятся с моральными нормами. Беседы побуждают к осознанию поступков явлений, к их оценке детьми. Быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, помогает ребенку умение рассказывать. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

К картинам для рассказывания предъявляется ряд требований:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

-картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

-условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.

Картин с чрезмерным нагромождением деталей не должно быть, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное заслонение и сокращение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки и незаконченности рисунка.

Рассматривание и беседа по ее содержанию являются одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине.

Предварительная работа

Подбор литературы по проблеме обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин; изучение передового опыта работы по теме и интернет ресурсов; анализ программных требования по развитию связной речи в ДОУ;

Разработка комплекса занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин, подготовка наглядного материала серии сюжетных картин : «Настоящий друг», «Подружки спасают собачку», «Некрасивый поступок», «День рождения», «Разбитая чашка», «Спасибо солнышку», «Собака и вороны». Программы, методики, технологии, изученные в процессе работы над методической темой. Изучение передового педагогического опыта.

Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой. (На занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей, в кружковой работе и пр.)

Решение проблемных ситуаций, возникающих среди детей, закрепление умений и навыков по составлению рассказов по серии сюжетных картин вне занятий по утрам и вечерам; сотрудничество с родителями. Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной методической теме. Серии сюжетных картин, театрализованное обыгрывание сюжетов. Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОУ?

Выступление на утренниках. Дети выступали в группе перед детьми.

(навыки публичного выступления)

Проекция на будущее (предполагаемый результат).

Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной?

Какие формы, методы работы применить?

Продолжать работу по теме: знакомить с другими вариантами составления творческих рассказов по теме, обновлять наглядный материал, оформить альбом детского творчества.

Заключение

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед

воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.

При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположном значением, учат правильно и грамотно строить предложения.

Занятия с использованием серии сюжетных картин позволяют детям правильно и точно отвечать на поставленные вопросы, учат дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказе.

Использование сюжетных картин позволяет детям накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а впоследствии, грамотного построения монолога.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели" Цель: учить.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Рассказ по серии картин «Разбитая чашка» ТЕМА «Разбитая чашка». Цель: Формирование связной речи. Задачи: коррекционно-образовательные 1) Совершенствовать умение составлять рассказ.

Конспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговикаКонспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговика Задачи: учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, рассказывать о зимних забавах, сравнивать предметы, лепить фигуру снеговика.

Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Как дети спасли воробушка» по серии сюжетных картинЗанятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа «Как дети спасли воробушка» по серии сюжетных картин Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа "Как дети спасли воробушка" (по серии сюжетных картин) Цель: обучать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин
Опубликовано: 16 января 2023 в 21:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пшеничная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД