Дракунова Елена Ивановна
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в образовательном процессе — задача ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – первая задача ФГОС дошкольного образования в работе с детьми. Под эмоциональным благополучием понимается состояние комфорта тела и мыслей. Понятие «эмоциональное благополучие» тесно связано с понятием «психологическое здоровье», что подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».
Публикация «Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в образовательном процессе — задача ФГОС до» размещена в разделах
Кто же такой – эмоционально благополучный ребёнок?
Ребёнок приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. От общения только с родителями ребёнок переходит к общению со сверстниками и другими взрослыми. Главная задача педагогов детского сада – успешная адаптация ребенка к новым условиям, обеспечение его эмоционального благополучия на протяжении всего периода дошкольного детства.
Иван Михайлович Сеченов, физиолог, естествоиспытатель, просветитель и публицист, писал: «Эмоциональное благополучие для ребёнка – всё равно что для ростка почва, свет, тепло, влага. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах. В своей значимости и ценности для нас, взрослых».
Составляющими эмоционального благополучия дошкольников являются: хорошее самочувствие (здоровье, благоприятная обстановка в семье, спокойная обстановка в группе детского сада, успех ребёнка во взаимодействии с педагогами детского сада (воспитателями,
специалистами, успех во взаимодействии с детьми группы, общий позитивный уклад жизни в детском саду. Если ребёнок получает от взрослых людей поддержку и любовь, он доверительно относится к миру и окружающим его людям, у него формируется высокая самооценка, а в дальнейшем и ориентация на успех. Существует и обратная сторона данного понятия – это «эмоциональное неблагополучие». Неудовлетворение потребности в безопасности и любви проявляется у детей в их расторможенности, агрессии, подавленности, страхах, обидах и изолированности. Если данные проявления остаются без внимания и коррекции, то они сопровождают ребёнка на протяжении всей жизни.
Как правило, говоря об эмоциональном здоровье детей уместно говорить и об эмоциональном здоровье педагогов. Для предупреждения возникновения эмоционального выгорания, для повышения мотивации к профессиональной деятельности и овладения техниками саморегуляции необходимо проводить тренинги, семинары, проекты и т. д.
И тогда всё будет так: эмоционально благополучный педагог = эмоционально благополучный ребёнок.
В нашем детском саду создаются необходимые условия для обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка :
Оформлены зоны, уголки, где ребенок может заняться любимым делом, уединиться расслабиться. «Зональность» развивающей среды позволяет детям сосредоточиться и, не мешая друг другу, заниматься в соответствии со своими интересами и замыслами. В настоящее время большинство психоэмоциональных техник используется в группах нашего сада:
-«Мамочка не забудь» -
-«Здравствуйте, я пришел!» размещая утром в детский сад, свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
-Во время утреннего приёма проводим «утро радостной встречи», позволяющего каждому ребёнку ощутить себя в центре внимания.
-Для формирования добрых взаимоотношений между детьми проводим «Минутки вхождения в день». Проводим с детьми работу по развитию навыков общения, используя игры и упражнения, направленные на снижение агрессии, повышение самооценки, на улучшение взаимоотношений с окружающими.
-С помощью «Моё настроение» дети овладевают средствами эмоциональной выразительности. Это помогает им понять собственные эмоции и эмоциональное состояние других.
-«Баночки - кричалки» учат управлять своими эмоциями. Если ребёнок сердит на кого-то, он открывает баночку и говорит в неё «злые» слова. После чего баночку надо закрыть, чтобы эти слова не разлетелись по группе. Такой метод помогает победить агрессию.
-«Уголок именинника» раскрывает интересы ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками и семьёй. Фотография именинника и обозначение даты рождения. В течении дня ребёнок пользуется именинной посудой, ребята готовят для него подарки. Воспитатели напоминают о празднике в разные режимные моменты.
В сенсорном уголке (он особенно важен для детей раннего возраста) ребёнок успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение.
-Занятия в «центре песка» помогают снять напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.
-В «сухом» бассейне дети могут расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.
-«Уголок уединения» -это личное пространство, место, где ребёнок может расслабиться,почувствовать себя защищенным. Это специально отведённые места в группе (шатры,домики, ширмы, навесы, мягкие настилы).
-Дети могут приносить в группу свои любимые игрушки. Важным условием эмоционального благополучия ребёнка, особенно стеснительного, неуверенного в себе, является ласковое с ним обращение : добрые интонации в речи воспитателя, одобрение его поведения, доброжелательное отношение со сверстниками, его стремление выручить товарища, оказать ему помощь.
-Мы придерживаемся демократичного стиля общения с детьми : не над ними, а рядом глаза в глаза. Это помогает детям чувствовать себя более уверенно.
-Различные виды театра, сюрпризные моменты, весёлые подвижные игры, физкультминутки, упражнения на релаксацию с использованием музыки.
-А самое главное активно взаимодействуем с родителями. Индивидуальные беседы, консультации, собрания проводимые в нетрадиционной форме, совместные праздники помогают лучше узнать своего ребёнка, помочь ему стать увереннее, наладить отношения со сверстниками, справиться с застенчивостью. Участие родителей в такой работе облегчает адаптацию детей и способствует их эмоциональному благополучию.
-По предложению воспитателя родители оформляют семейные альбомы, куда входят фотографии и детские рисунки. Рассматривая такой альбом, ребенок чувствует любовь родителей, свою защищенность.
Таким образом грамотно построенная педагогическая работа способствует успешной адаптации детей. Это проявляется в устойчивом бодром настроении, отсутствии тревожности и агрессивности, высокой познавательной и творческой активности, дружелюбии, открытости, готовности к взаимодействию с окружающими, низкой заболеваемости. У детей отмечается хороший аппетит.
В заключении выше сказанного: важно, чтобы педагог не останавливался в своё м развитии и постоянно пополнял свой профессиональный багаж: интересовался новинками педагогики и психологии, заботился не только о физической сохранности своего воспитанника, но и о его эмоциональном благополучии.