Татьяна Скрягина
«Народная кукла: вчера и сегодня». Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ
Тема: Народная кукла : вчера и сегодня
Основные цели: дать родителям представление о разнообразии кукол, об их назначении, роли в жизни детей и взрослых; познакомить с дидактическими упражнениями, которые можно использовать для домашних занятий с детьми; формировать представление об изготовлении кукол, как атрибута духовной культуры славянского народа.
Публикация «„Народная кукла: вчера и сегодня“, Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2021
Участники: воспитатель, родители, представитель Краеведческого музея
Форма проведения: мастер-класс
Дидактические материалы: мультимедийная презентация, карточки-картинки для игры «Найди по описанию» : матрешка, дымковская барыня, кукла-мотанка (тряпичная, кукла-мотанка (из ниток, кукла из соломы; карточки-картинки для игры «Из чего изготовлены» с изображением материала и инструмента (оборудования, необходимого для изготовления кукол: глина и краски, ткань и нитки, солома и бечевка, полено и топор, пряжа и нитки; карточки-схемы, последовательность изготовления кукол.
Оборудование: лоскутки ткани, нитки, бечевка, крупа, палочки (шпажки, пряжа, элементы декора.
Краткая аннотация к работе: данная разработка поможет педагогам организовать родительское собрание в форме мастер-класса. Такая форма организации родительского собрания позволит родителям глубже погрузиться в предлагаемую тему. У них будет возможность поучаствовать в каждом этапе, где через практические упражнения, творческие мастер-классы они познакомятся с народной куклой, ее практической значимостью в жизни современных дошкольников.
Ход мероприятия:
1. Мотивация к деятельности.
Воспитатель: Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о предмете, который появился тысячи лет назад и сопровождал ребенка на Руси с самого рождения. Вы не догадались, о каком предмете я говорю? Тогда я предлагаю вам найти изображение предмета по описанию. Для этого я раздам вам карточки, на которых дано краткое описание, а на столе разложены изображения этих предметов.
Родители выбирают изображения предметов. Предложены картинки: матрешка, дымковская барыня, кукла-мотанка (тряпичная, кукла-мотанка (из ниток, кукла из соломы. Эту работу можно организовать как индивидуально, так и в группах.
- «Найди по описанию» - игра, которая очень часто используется в детском саду. Конечно, дети - дошкольники еще не могут читать, но найти предмет можно по словесному описанию, по карточке с символами, которые обозначают какой–то признак предмета.
Давайте посмотрим на предметы, которые вы выбрали.
Родители называют свои предметы.
Так что же это за предмет, о котором мы сегодня с вами будем говорить? Я думаю, теперь вы все догадались. Конечно, это кукла! А давайте попробуем дать определение кукле. Кукла – это?
Правильно, кукла – это предмет для игры, т. е. игрушка. Но не только. Об этом мы узнаем чуть позже.
А теперь посмотрите на экран, здесь вы видите старинных кукол. Чем они отличаются от современных кукол? Да, у этих кукол нет лица, они изготовлены своими руками и сделаны из натуральных материалов.
А из чего сделаны ваши куклы? Выберем из предложенных карточек изображения материала и инструмента, необходимых для изготовления вашей куклы.
Родители выбирают изображения:
• матрешка – полено и топор,
• дымковская барыня – глина и краски,
• кукла-мотанка (тряпичная) – лоскутки ткани и цветные нитки,
• кукла-мотанка (из ниток) – пряжа и красные нити мулине,
• кукла из соломы – солома и бечевка.
А теперь, подберите определение к слову кукла по материалу, из которого она изготовлена: матрешка - деревянная кукла, дымковская барыня - глиняная кукла, тряпичная кукла, нитяная кукла, соломенная кукла.
Как вы видите, кукол делали из соломы, глины, дерева, а самых первых кукол изготавливали из лоскутков ткани и ниток.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Воспитатель: Какое назначение было у кукол? Да, основная группа кукол предназначалась для игры. Эти куклы были простые и незамысловатые. Но эти куклы несли еще и развивающее значение. (Показывает куклу-хороводницу). Посмотрите на эту куклу. Как она кружится! Чему же могли научиться девочки, играя с такой куклой? Какое движение напоминает вам? Правильно, вращение веретена, таким образом девочек учили прясть пряжу. Эта тряпичная кукла была и остается не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы Хороводница расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно «оживить». Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило девчоночьи ручки к работе пряхи.
- О другой группе кукол нам расскажет старший научный сотрудник Краеведческого музея
Представитель Краеведческого музея: Здесь вы можете увидеть особых уникальных кукол (на экране изображения кукол). Из чего они изготовлены? Правильно, из фарфора. Эти куклы были очень хрупкими и при этом достаточно дорогостоящими. И хоть они и исполняли роль игрушек, эти куклы служили утехой скорее взрослым, чем детям, учитывая их стоимость. А, как вы думаете, какое было основное назначение этих кукол? Посмотрите на их наряды? Эти куклы заменяли в то время журналы мод. Еще в XIV в. во Франции кукол изготавливали на заказ и наряжали в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции. Так куклы стали играть роль своеобразных глашатаев моды. Этих кукол называли пандорами, причем существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов — для большого и малого выхода. Пандоры способствовали распространению вкусов законодателя мод — Парижа. Изготовители стремились придать своим куклам как можно более «живой» вид. Для этого парик кукол делали из мохера, фетра или настоящих волос, тело - из розовой или белой лайки, а лицо, руки и ноги - из фарфора. Наряды для них разрабатывали известные кутюрье. А затем их рассылали в разные страны, чтобы продемонстрировать новые веяния в моде.
Воспитатель: Еще одна очень большая группа кукол – это куклы-обереги. Об этой группе кукол нам расскажет Осипова Мария Семеновна, бабушка нашей воспитанницы. Изготовлением кукол-оберегов Мария Семеновна занимается уже более двадцати лет.
Представитель Краеведческого музея: Основная функция кукол-оберегов - охранять и беречь самое ценное: здоровье, детей, благополучие и семейное спокойствие. Этим своеобразным талисманом считались тряпичные куклы-мотанки, которые приносили счастье и предохраняли от различных несчастий, болезней и нечистой силы. И хоть все куклы-обереги основной функцией имели защиту, каждая из них имела свое предназначение. Славянские куклы сопровождали человека с самого его рождения. В люльку ребенку клали Пеленашку, если в семье кто-то заболевал, делали оберег – Лихоманку, при сжигании которой человек должен был выздороветь. И так для каждого семейного события, будь то свадьба или рождение, предназначался свой оберег. Традиционные куклы-мотанки, получили свое название благодаря технике изготовления, которая, заключается в мотании ткани и нитей. Для игрушек были характерны исключительно женские признаки: длинная коса, юбка. Важной деталью считалась грудь – она являла собой напоминание о связи с культом материнства и плодородия. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза.
Воспитатель: Мы с вами познакомились с разными группами кукол, выяснили их практическую значимость. Хотели бы вы изготовить таких кукол вместе со своими детьми, ведь совместное творчество сближает, укрепляет связь между родителями и детьми? (Конечно, да)
– Расскажите, как изготовить куклу. (Не можем рассказать)
3. Выявление места и причины затруднения
Вопрос к родителям с целью фиксации затруднения и выявления причины затруднения:
- В чем трудность? («нет опыта в изготовлении кукол», «слышала, что существуют особые правила при изготовлении кукол-оберегов» и т. д.).
- Уважаемые родители, как вы можете пополнить свои знания по данной проблеме?
(ответы родителей : «посетить музей народной куклы и поинтересоваться у экскурсовода»; «посмотреть о данной теме в интернете», «прочитать специальную литературу», «посетить встречу родительского клуба, посвященную данной теме»).
4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта
Воспитатель: Сегодня у вас есть возможность узнать все о куклах и их изготовлении у тех, чья жизнь неразрывно связана с этой игрушкой: старшего научного сотрудника Краеведческого музея, которая занимается изготовлением кукол-оберегов уже более двадцати лет, и воспитателя ДОУ. А также вы сможете принять участие в вместе со своими детьми в мастер-классах, которые мы для вас подготовили.
При изготовлении народных кукол следует придерживаться основных правил по их изготовлению:
• Изготовлением кукол следует заниматься тогда, когда у мастера хорошее настроение. Таким образом, игрушка питает благоприятную энергию, которую затем и начинает излучать.
• При изготовлении обереговой куклы нельзя использовать острых инструментов: иглы, ножи, ножницы. В противном случае можно не только в разы уменьшить энергетическую силу куколки, но и даже обратить ее в обратную сторону.
• Существует правило насчет узелков и мотков нити при создании куклы-оберега. Их должно быть четное количество. Наматывать нить нужно по часовой стрелке.
• Народная кукла, как уже говорилось раньше, должна быть безликой. Для лица берется только светлая ткань.
А сейчас мы предлагаем вам разделиться на творческие мастерские по желанию:
1 стол – изготовление куклы «Хороводницы»
2 стол – изготовление куклы-оберега «Травница»
3 стол – изготовление шляпки для кукол
На столах лежат инструменты и материалы для вашей творческой деятельности. В помощь мы подготовили карточки последовательность изготовления.
Уважаемые родители, предлагаю вам выбрать материалы, необходимые в работе и приступить к приобретению возможно первого опыта в данной технике.
5. Включение в систему знаний
Вопросы к родителям с целью создания условий для актуализации знаний о практической значимости применения народных кукол в наше время :
Вопрос участникам первой мастерской: В старину на Руси эта кукла помогала готовить руки девочек к работе пряхи. А с какой целью можно использовать эту куклу сегодня?
- Правильно, для развитие мелкой моторики пальцев, координации и произвольности их движений – важная и полезная задача. Ведь потом «послушные» пальчики легче справятся с письмом. И, кроме того, развитие кистей рук способствует и развитию речи. У ребенка может не получится крутить двух куколок-Хороводниц одновременно левой и правой рукой (возможно, не получиться сразу и у вас). Тогда начните с одной куклы. Вращайте ее сначала правой рукой (если ребенок правша, а когда начнет получаться правой, попробуйте левой. Если совсем не получается вращать одной рукой, то пусть ваш малыш крутит Хороводницу, поместив палочку между двух ладной. При этом надо совершать движение, как будто потираете руки.
Вопрос участникам второй мастерской: В жизни наших предков куклы-обереги играли очень важную роль. А в наши дни эти куклы чаще всего ассоциируется с элементами декора, реже с талисманами. Однако от этого она не потеряла своего развивающего характера. Какова же роль этих кукол, помимо их основного предназначения — охранять и оберегать?
- Правильно, кукол изготавливают вручную, а, следовательно, воспитываем трудолюбие и аккуратность. Вспомним название этих кукол – куклы-мотанки. Нужно обмотать куклу, делая при этом четное количество мотков. Следовательно, закрепляем счет.
Вопрос участникам третьей мастерской: Казалось бы, в современном мире данные куклы только для развлечения. И все же они очень значимы в развитии детей, особенно девочек. Что, по вашему мнению, воспитывают эти куклы?
- Правильно, чувство вкуса. Эти куклы большие модницы, они любят новые наряды. А кто сошьет для них эти наряды? Ну, конечно, наши девочки. Вспомните, с каким удовольствием в детстве мы шили наряды для своих кукол? А значит эти куклы прививают трудолюбие.
6. Рефлексия деятельности
Родители демонстрируют своих кукол, делятся впечатлением об их изготовлении.
Воспитатель: Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу, и сейчас я порошу Вас поделиться своими впечатлениями, закончив предложение:
«Сегодня я узнала…».
«Я научилась …».
«Меня удивило …».
«Теперь я могу …».
«Я приобрела …»
«Мне захотелось …»
Большое спасибо, уважаемые родители, за активное участие. Я надеюсь, что наша встреча подарила Вам уверенность в том, что народная кукла не только приносит радость ребенку, она приучает к труду, развивает творческие способности, а совместное изготовление очень сближает и развивает обоих участников: родителя и ребенка. До новых встреч!
В разработке использовались материалы электронных ресурсов:
1. Дайн Г. и М. «Русская тряпичная кукла». [Электронный ресурс]. – URL : https://www.mirwomne.ru/semia/articles/tradizii-semii/russkaya-narodnaya-kukla/
2. Мудрогель Л. «Куклы из фарфора и папье-маше: изготовление, коллекционирование, реставрация» - Информационная экология интернет пространства [Электронный ресурс]. – URL : https://avidreaders.ru/read-book/kukly-iz-farfora-i-pape-mashe.html
3. Сухарев И. «Славянские куклы-обереги» - KuklaStadt [Электронный ресурс]. – URL : https://kuklastadt.ru/articles/slavyanskie-kukly-oberegi