Казначеева Елена
Мастер-класс для родителей и педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие экспериментаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей и педагогов по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Маленькие экспериментаторы»
Форма проведения: мастер-класс.
Цель: способствование повышению компетенции родителей в создании условий для развития творческой активности детей.
Задачи:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста;
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- мотивировать родителей на использование опытно –экспериментальной - деятельности в домашних условиях;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса;
Предварительная работа: подготовка карточек для рефлексии «Незаконченное предложение»; оформление памятки для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности».
Оборудование для мастер-класса :
• мыльные пузыри
• карандаши
• цветная бумага
• газированная вода
• сосуды и емкости для воды
• салфетки
• листы картона
• горох
• мандарины
Участники мастер-класса : педагоги, родители.
План мастер класса :
- Раздача родителям и педагогам карточек для рефлексии и памяток «Организация познавательно-исследовательской деятельности»
- Приветствие
-Знакомство с понятием детское экспериментирование
- Совместное проведение опытов
- Рефлексия
Ход мастер-класса :
Приветствие: (Пускаю мыльные пузыри).
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Как вы уже догадались, получив памятку, что речь пойдёт сегодня о детском экспериментировании. А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Ну, что ж, уважаемые взрослые, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.
Заглянем в толковые словари русского языка:
Сергея Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича Даля.
1. Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
2. Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы.
Экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Ребенок охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Исследовательская деятельность для ребенка может стать одним из условий развития любознательности, а в итоге интересов ребенка. Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. И сегодня мы тоже хотим с вами поэкспериментировать.
Проведение экспериментов.
Чтобы заинтересовать ребёнка можно всю опытно-экспериментальную деятельность провести в виде сказки, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в интересной для них форме.
Сказка «Весёлое путешествие Лунтика».
Однажды на Луне родился необычный малыш, но случилось так, что он попал на землю и встретил там много интересных друзей. А вот, что с ним произошло сразу же после того, как он оказался на земле, мы с вами сейчас и узнаем.
Попав на землю, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Лунтик увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Эксперимент № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Педагог : это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.
Лунтик шёл дальше по берегу пруда. Вдруг он увидел, что какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на поверхности воды.
Эксперимент № 2
Налейте в стакан свежей газированной водой и бросьте в нее ягодку изюма или виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюминка (виноградинка) всплывёт.
Педагог : Изюм тонет в воде. Но если ягоды изюма поместить в газированную жидкость, они сначала утонут, но потом пузырьки газа, поднимаясь вверх, будут увлекать их за собой. Достигнув поверхности, пузырьки лопаются, и отяжелевшая изюминка падает обратно на дно стакана. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Шёл, шёл Лунтик, и увидел перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Эксперимент № 3
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Педагог : Что же удерживает картонку от падения, преодолевая вес стоящей над ней воды? Давление воздуха: оно действует на картонку снаружи с силой, которая, гораздо больше, чем вес воды в стакане.
Рассматривая поверхность пруда Лунтик снова увидел маленькое необычное существо. Это существо было зелёного цвета с выступающими глазами. Оно то выныривало, то на долго уходило под воду, это лягушка выныривала из воды, чтобы набрать воздух.
Эксперимент № 4
Возьмите мандарин и миску с водой.
Положите мандарин в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Достаньте мандарин из воды, очистите его и снова опустите в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Мандарин утонул. Как же так? Один и тот же мандарин, но в первой части эксперимента он плавает, а во второй – тонет? Да.
Педагог : в мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Гуляя по берегу пруда Лунтик не заметил, как набежала дождевая туча и пошёл дождь. Дождь лил с такой силой, что перед Лунтиком быстро образовалась большая лужа. Крупные капли с силой ударялись о поверхность лужи, образуя скользящие пузыри.
Эксперимент № 5
Опустите в стакан с водой несколько горошин и трубочку для коктейля. Через трубочку попробуйте подуть сначала слабо, а затем с большей силой. Горошины в воде начинают двигаться то быстрее, то медленнее.
Педагог : когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно, сила воздуха увеличилась,и скорость движения горошин возросла.
Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Лунтик решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Эксперимент № 6
Песок в тазике смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Лунтику так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Он решил, что с наступлением следующего дня нужно обязательно продолжить узнавать окружающий мир, приобретать новые знания о ещё незнакомой ему планете.
Вот и закончилась наша сказка, с окончанием сказки подошёл к завершению наш мастер–класс.
Уважаемые, ВЗРОСЛЫЕ, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие ОПЫТЫс различными материалами.
В конце нашего мастер-класса мне бы хотелось услышать от вас впечатления о проведённом мероприятии. В начале нашей встречи каждый из вас взял карточку, на которой написано незаконченное предложение. Я предлагаю закончить предложение, тем самым дав оценку нашей с вами встрече.