Тамара Овчинникова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесные уроки вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Воспитывать у детей интерес к природе родного края, воспитывать умение понимать ее красоту, улавливать настроение. Расширять представление об охране природы, раскрыть правила поведения в лесу, правила общения с природой.
Предварительная работа: беседы о правилах поведения в природе, чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, рассматривание картинок из серии: «Правила поведения в природе».
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Лесные уроки вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материал к мероприятию: имитация лесной поляны - деревья, кусты; картинки с изображением гнезд птиц; запись с пением птиц; имитация костра под деревом; муляжи (калачи, баранки); картинки из серии «Правила поведения в лесу»; шапочки птиц; деревья: весеннее и зимующее; посадка дерева.
Ход
- Дети, сейчас мы все вместе отправимся в лес. Вы удивлены? Как? А вот так: не по- настоящему, а как в сказке: «Закройте глаза, я взмахну волшебной палочкой и вот мы в лесу».
Прислушайтесь и вообразите мир леса: тихо, впереди и сзади, слева и справа стоят мудрые деревья. Стоят неподвижно, молча, и думают о чем-то. Давайте закроем глаза, может - быть услышим их мысли. Давайте подойдем вот к этому дереву и рассмотрим его. Видите на коре дерева смоляной наплыв. А знаете от чего такой странный наплыв. Это дерево мальчишки сделали живой мишенью и втыкали в него копье с острым гвоздем на конце. Думаете, деревьям не больно? Или они ничего не помнят? Помнят и о многом рассказывают.
- Кар, Кар! Добрый день.
- Кто это нас приветствует? А… это вежливая, мудрая ворона. Прислушайтесь, о чем говорит ворона: «Не кричите, не шумите в лесу, не пугайте птиц».
(Звучит пение птиц в записи).
- Послушайте, как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие голосов. Птиц на планете великое множество, и каждая живет в своем гнезде, где они высиживают своих маленьких птенцов.
- Ребята, как вы думаете, из чего птицы делают гнезда? (ответы детей).
Д/У «Знаете ли вы что…»
- Сорока строит гнездо из веток и глины.
- Иволга плетет гнездо- корзинку из травы.
-У ласточки гнездо из глины и травы.
- Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли.
- Филин живет в дупле.
Ребята, прислушайтесь. Кажется, к нам летит гость. Интересно, кто же это? Давайте попробуем отгадать:
Эта черная весенняя птица
Любит за лугом ходить и кормиться.
Это весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Грач: (ребенок).
Я – черная проворная птица,
С юга к вам мчусь
«Кряк- кряк- кряк» прокричу,
Все поля облечу.
Я самой первой из птиц прилетаю, зиму ломаю.
- Ребята, к нам еще гость летит. Давай - те отгадаем, кто он:
Птицы мы. У нас есть крылья, хвост и носик.
Мы весну - на крыльях вам приносим.
Глядя в небо, ваши матери, отцы
Говорят: «Весна пришла!» (скворцы).
Скворец: (ребенок).
Я - скворец!
Весенняя пташка,
В черной в крапинку рубашке.
К вам весной прилетаю,
Сразу домик оживляю.
Вы узнали меня?
- Да, скворец, ребята узнали тебя
С юга скворушки летят
В новом доме жить хотят.
Все ли здесь для нас готово?
Где бы нам сейчас присесть?
Где попить и где поесть?
А сейчас послушайте загадку о следующей гостье:
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца (Ласточка)
Ласточка.
Из Африки в апреле к вам лечу,
Под крышами из глины домик мастерю.
Лечу как самолетик - изящна и легка.
С выемкой хвостик, собой нивиличка.
- Здравствуй, ласточка, мы рады тебя видеть.
(Раздается карканье вороны).
- Дети, ворона волнуется, нет ли среди вас плохих детей, она совсем недавно познакомилась с невоспитанным мальчиком.
Сценка.
Невоспитанный мальчик Алеша в лесу.
- Хочу этих цветов (срывает).
- Хочу поломать ветки с деревьев.
- Хочу разжечь большой костер под этим деревом.
- Хочу покричать в лесу, напугать птиц, чтоб они улетели из леса (кричит).
Возмутившись, птицы и звери хотели выгнать Алешу из лесу. А потом подумали: если выгнать Алешу, он так и не узнает правил поведения в лесу. Как быть? Звери обратились к воспитанным детям с просьбой подсказать Алешке, как вести себя в лесу.
Давайте успокоим ворону и назовем правила поведения в лесу.
(Дети называют правила поведения в природе).
1. Гуляя в лесу, не будем топтать траву, цветы, будем ходить по лесным тропинкам.
2. Не будем ловить бабочек, стрекоз, они ведь погибнут. А ведь бабочки украшают лес, приносят пользу, они как шмели, пчелы опыляют цветы, чтоб на каждом цветке созрело семя. А стрекозы ловят мух, комаров и защищают нас от них.
3. Не будем уродовать стволы деревьев.
4. Не будем разжигать костер в лесу.
5. И мусор не оставим в лесу. Оставшийся мусор закопаем, или унесем и т. д.
(Дети называют правила поведения в лесу с показом картинок).
-Ребята, понравилось вороне, что вы знаете правила поведения в лесу, а грач хочет поиграть с вами в русскую народную игру «Калачи».
Русская народная игра «Калачи».
Дети встают в круг, в центре круга лежат «калачи» и «баранки» (муляжи). За кустом сидит грач (ребенок).
Бай качи, качи, качи!
Глянь баранки- калачи.
С пылу жару из печи -
Все румяны, горячи
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Нам остались бараночки,
Ой!
(Дети идут по кругу. На слова «налетели тут грачи» прилетает «грач», хватает калачи. Дети в удивлении и на слово «Ой» хватаются руками за голову).
- Ребята, а каких птиц вы еще знаете? (Дети называют, а педагог на головы детей одевает шапочки птиц, на поляне зимнее и весеннее дерево).
Игра «Зимующая и перелетная птица». (Птицы летают по полянке, на определенный звук, каждая птичка летит к своему дереву и т. д.)
-Почему твоя птичка села на это дерево?
- Воробей – это зимующая птичка и т. д.
- Ребята, в народе говорят – лес – это несметные богатства, которые помогают человеку жить. Что же это за богатства?
Чтение стихотворения С. Я. Маршака.
Что мы сажаем, сажая леса?
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль,
Чтоб странствовать по морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат.
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложиться роса.
Свежесть лесную и влагу и тень
Вот, что сажаем в сегодняшний день.
- Ребята, лес открывает нам всегда свои тайны и богатства. И угощает нас.
- Видите, из-за куста виднеется румяная калина, маленькими солдатиками стоят грибы, а вот висят орехи. Вот как богат и щедр лес.
- Какие пословицы о природе вы знаете?
1. «Растение - земли украшение»
Лес- это маленький островок большого могучего мира природы. Лес - это свежий воздух. В лесу легко дышится.
2. «Где уничтожается природа - там иссякает жизнь»
- Почему иссякает жизнь?
Лес- это несметные богатства, которые помогают человеку жить.
3. «Много леса – не губи
Мало - леса посади»
Каждый человек старается украсить свою планету, ведь земля для всех народов одна.
- Дети, мы с вами сегодня на территории детского сада посадим деревцо. Вы уйдете в школу, но заходя в детский сад, всегда будете любоваться своим деревцом.
Итог:
- Как ведет себя в лесу воспитанный человек?
- Как мы будем заботиться о своей планете – Земля?