Ольга Затонская
Консультация для педагогов «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
План выступления:
1. Рассмотреть понятие «психологическая готовность к школе».
2. Мотивационная готовность и произвольность ребенка.
3. Развитие произвольного поведения (игры и упражнения, способствующие саморегуляции детей)
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Что значит психологическая готовность к школе? Это определенные достижения в развитии ребенка, которые обеспечат ему возможность успешного и эмоционально комфортного обучения в школе. Это определенный уровень психического развития. Готовность – сложное образование, а не сумма умений и навыков. Что же это за достижения?
Как известно, во всем многообразии человеческой деятельности условно можно выделить операционно-техническую и мотивационно-смысловую сферы. В простом понимании готовность к школе – это набор определё нных знаний и умений ребенка: правильная артикуляция, умение делить слово на слоги, счет, чтение стихов по памяти… Однако, все эти умения лишь операционально-техническая сторона готовности. Куда более важной при поступлении в школу оказывается готовность ребенка мотивационно-личностная. Именно такая готовность и обеспечит ему успешное вхождение в школу как в новое социальное пространство и усвоение новых знаний и способов действия, даже если начальный уровень его технических возможностей был невысок. Что это значит? А то, что у мотивированного и сориентированного в смыслах человеческой деятельности ребенка, не умеющего считать и писать, шансов стать хорошим учеником и легко освоиться в школе больше, чем у интеллектуально «переразвитого», но социально незрелого.
Здесь стоит отметить, что мотивационная готовность к школе обеспечивает не только мягкое вхождение в школьную жизнь, но и продуктивное сотрудничество ребенка со школой на протяжении всего периода обучения.
В переходный период между дошкольным и младшим школьным возрастом (с 6 до 7 лет) закладываются очень важные качества и умения личности, которые важны и нужны человеку не только для обучения в начальных классах, но и на протяжении всей жизни. Упустив возможности этого периода, ребенок и его родители могут слышать и видеть последствия этих упущений и в младших классах, и в средней школе, и в институте, и даже на работе. Какие же это качества? Что за компоненты развития? Чем определяется тот необходимый для поступления в школу уровень развития и что так значимо для всей дальней жизни будущего ученика?
Основными достижениями психического развития ребенка в дошкольном возрасте, необходимыми для успешного поступления в школу, являются мотивационная готовность и произвольность ребенка. Другие психологические новообразования и критерии готовности мы будем обсуждать отдельно. А сейчас – о самом главном.
Мотивационная готовность к обучению в школе – первейшая необходимость для старших дошкольников, залог их успешной школьной адаптации и освоение учения. Вообще, мотивационная готовность к любой новой деятельности — залог успешности ее освоения.
Конечно, самое главное в мотивационной готовности – желание самого ребенка начать учиться, во чтобы то ни стало, любым способом и в любых обстоятельствах, и в частности, -поступить в школу, поскольку таким образом реализовать свое желание учиться легче всего. Другое желание ребенка, свидетельствующее о его мотивационной готовности, — это его желание стать взрослее и ради этого изменить свое отношение к действительности, пожертвовать детскими занятиями и дошкольной «легкостью бытия». Желание стать взрослее знаменует собой социальную готовность ребенка к поступлению в школу. Социальная зрелость на данном этапе развития характеризуется прежде всего желанием ребенка занять новое место в системе социальных отношений (занять новую позицию по отношению к обществу), т. е. стать учеником и заниматься серьезной и уважаемой деятельностью учения, а не какой-то там игрой без результата и общественных обязательств. Поэтому ребенок, поступающий в школу, должен быть готов не только к усвоению новых знаний, но и к новому образу жизни: к новым отношениям с людьми и к своей деятельности. Т. е. нормативно ребенок, готовый к школе, хочет учиться и узнавать новое, а не играть в учение, пользоваться красивыми принадлежностями, общаться с учителем и одноклассниками в обстановке урока и проч. И ради этого готов изменить свое поведение, ответственно и самостоятельно выполнять необходимые задания, подчинить весь ход своей жизни новым правилам и обстоятельствам, а так же критично и диффере нцированно оценивать свои собственные результаты в учении и любой другой деятельности.
Что стоит за зрелой социальной и мотивационной готовностью? Возможность действовать согласно ранее принятому решению и подчинять свое поведение намерению, высказанному себе или другому. Умение действовать согласно намерению, согласно данному слову или договоренности с другими людьми и самим собой порождает важнейшее качество личности – произвольность.
Произвольность это умение подчинять себя правилам. Произвольность является закономерным следствием мотивационной готовности и зрелой социальной позиции ребенка в конце дошкольного периода развития. Произвольность обеспечивает ребенку возможность освоения нового социального пространства и принятия роли ученика. Ребенок перестает быть малышом, он становится полноценным членом общества, берет на себя общественно-значимую социальную функцию – освоение исторически возникшего багажа знаний. В школе происходит освоение ребенком общественных, «взрослых» функций и ролей. Произвольность является абсолютно необходимым условием обучения в начальной школе. Она обеспечивает возможность стать взрослым и нести ответственность за свою деятельность, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Умение подчиняться требованиям школы и учителей зачастую является главным залогом успешности ребенка в школе, а шире – глубоко освоения школьной действительности, и вообще продуктивной деятельности в любой сфере.
Итак, мотивационная готовность, включающая социальную зрелость и желание учиться, и произвольность – столпы, на которых зиждется школьная успешность будущего первоклассника.
Откуда берется этот необходимый для успешного обучения в школе уровень развития личности ребенка? Дело в том, что для каждого возраста существует своя исторически возникшая деятельность, внутри которой и вызревают характерные для этого возраста личностные качества. Для дошкольного возраста такой деятельностью является прежде всего сюжетно-ролевая игра, а также продуктивная деятельность (лепка, рисование, моделирование). Поэтому исключая из области активности ребенка эти виды деятельности, мы провоцируем задержку в развитии необходимых для успешного школьного обучения психологических качеств и достижений. Никакие навыки и знания технического характера, такие как умение виртуозно считать и писать, не помогут для успешного освоения школьной действительности.
Игры и упражнения,способствующие развитию произвольной регуляции у дошкольников :
«Сова» : дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо»(на стул) и «спит». В течение «дня» дети двигаются. Затем ведущий командует:«Ночь!»Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, выходит из игры (того сова «съела»).
«Щекотки» : взрослый проходит за спинами детей и легко щекочет каждого. Детям необходимо сохранить неподвижность и не рассмеяться.
«Черепашки» : По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.
«Наоборот» : Ведущий показывает различные движения (руки вверх, вправо и т. д., а остальные изображают движения, только с точностью до «наоборот» (руки вниз, влево и т. д.).
«Найди и промолчи» : Детям необходимо, передвигаясь по комнате, найти спрятанный мяч и вернуться на своё место. Запрещено показывать мяч, говорить кому-то, или брать его в руки.
«Смотри на мячик» : детям предлагается в течение 1 минуты внимательно рассматривать мячик, не отводя от него взгляда. Ребёнок, посмотревший в другую точку, садится на своё место, считаясь проигравшим.
«Горка спичек» : перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей).
«5 спичек» :перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.
«Скажи шепотом» :ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-нибудь известную детям букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а преодолев своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
«Отгадай» :ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки).
«Да» и «Нет» не говорите. По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет».