Светлана Сафарова
Тема: «Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ«
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете
Тема: „Коллаж - как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей с О
ВЗ“[/b]
Известный исследователь детского творчества С. А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, полученных им через слова, картинку и другие виды искусства».
Публикация «Тема: „Коллаж как форма работы с детьми или рисование, лепка, аппликация в развитии художественного мышления детей ОВЗ„» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Коллаж
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мышки. Рисование с детьми
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования)
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они несамостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, они лишены широких контактов, Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства. Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми.
Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в использовании нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация).
Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка». «Научение» начинается с формирования мотива — «Я хочу и должен это делать, хочу, потому что мне это интересно».
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
Коллаж: от французского «collage», наклеивание. В изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом. (Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.)
Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.
Несмотря на то, что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением. Начиная с последних десятилетий ХIХ века, в эпоху стиля модерн началось широкое применение коллажа. В технике коллажа работают и современные художники. Оформление журналов, рекламных проспектов, подготовка эскизов для кинофильмов – это лишь малый перечень направлений, где коллаж используется с наибольшим эффектом.
В современном искусстве выделяют следующие виды коллажа:
Декупаж
Ассамбляж
Аппликация
Киноколлаж
Монтаж или компьютерный коллаж
Цель работы в технике коллажа - создание условий для развития и проявления художественных способностей ребенка в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
1. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, изобразительного искусства и художественного творчества взрослых и детей.
2. Учить планировать свою деятельность, осуществлять задуманное.
3. Развивать художественный вкус через создание гармоничных, цветовых композиции с использованием разнообразных материалов.
4. Мотивировать интерес детей к работе с разнообразными материалами.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при выполнении коллективной работы.
6. Способствовать развитию самостоятельности и инициативности при создании коллажей.
7. Развивать интеллектуальную, творческую активность ребенка. Работа по созданию коллажа развивает мышление, познавательные способности детей. Дети размышляют, какую выбрать тему, придумывают и выбирают картинки по теме сюжета, подбирают материал для оформления, подбирают оборудование, которое им пригодится в работе. В процессе деятельности они знакомятся со свойствами предметов и материалов, с которыми работают.
8. Развивать мелкую моторику рук, технические навыки в изобразительной деятельности, творческие способности в продуктивных видах детской деятельности
9. Создавать условия для снятия психологического напряжения, создавать «ситуацию успеха»;
Различают несколько типов коллажей:
1. По характеру выполнения: плоский, объемный
2. По содержанию: предметный, сюжетный, тематический
3. По виду творческой деятельности: коллаж-аппликация, рисунок с элементами коллажа, смешанный
Материал, используемый для создания коллажа делят на три группы:
• коллаж из журнальных вырезок, газет, фотографий; раскрасок, рисунков или нарисованных элементов;
• коллаж из природного материала; каштаны, жёлуди, фасоль, глина,
• коллаж из бытового материала: бусинки, пуговицы, кусочки ткани, мешковина, фольга, пенопласт, проволока, нитки, пластмасса, Поролон, ватные диски, бумажные розетки, коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета.
Из отдельных образов можно создать коллективную работу.
Основа, на которой создаётся коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закреплённого на деревянной планке, куска керамической плитки, стекла, пенопласта, старой прикрепления с помощью проволоки, сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, виниловой пластинки. Самое распространенное использование: ватман, альбомный лист, картон
Закрепление деталей на основе можно осуществлять путём приклеивания, пришивания, изготовить планшет с липкой поверхностью (скотч, можно использовать фланелеграф, магнитную доску с набором магнитов
Чаще всего используют примерную технологию изготовления любого коллажа: тонирование фона, отбор материала по цвету и фактуре, составление композиции, детализация изображения, оформление работы.
Коллаж – один из наиболее благоприятных видов техники для детей с ОВЗ.
Преимущества использования для детей с ОВЗ
Коллаж дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Ведь, работая вместе над созданием коллективного коллажа, у каждого ребенка появляется возможность работать в собственном темпе и ритме. У ребенка повышается самооценка, видя готовую работу, созданную совместно с товарищами, независимо от внесенного личного вклада (пусть это незначительный налеп или наклеенные кусочки обрывной аппликации).
А так же именно коллаж позволяет ребенку возвращаться к работе, если это не получилось сделать вместе в какой-то промежуток времени (был занят на индивидуальных занятиях, или в силу самочувствия не смог присоединиться ко всем). Ведь дети с удовольствием рассматривают коллажи, дорисовывают, дополняют какими-то деталями.
Над общим коллажом дети работают в течение нескольких занятий. На одном коллаже могут появиться результаты продуктивной деятельности: это и лепка, и аппликация, и рисование, и конструирование из бумаги, и ручной труд, при этом ориентированные на разные возрастные возможности детей.
В коллаже сочетаются все виды детской художественной деятельности: ручной труд, рисование, аппликация, лепка, конструирование.
В процессе изготовления коллажа, очень хорошо использовать нетрадиционные техники, из многообразия которых выбрала наиболее доступные для наших детей. Это рисование пальцами, ватными палочками, губкой, пакетом, сжатой бумагой, зубной щеткой и расческой, «рисунок ветра», оттиск и тонирование поролоном. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирования «образца взрослого», так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества.
Конечно, дети рисуют и традиционными материалами, дорисовывают или вырезают какие-то элементы из своих рисунков.
Во время аппликации ребята сначала создают части общей работы (вагончики поезда, дома, а потом воссоздают целое (поезд, город). часто сочетаю обрывную технику (ведь ножницы для детей с ограниченными возможностями здоровья порой очень сложны). Игра с бумагой, ватой, салфетками, различными видами бумаги доставляет детям радость, воздействуя на все органы чувств, способствует развитию мелкой моторики рук. С помощью экспериментов дети с особенностями в развитии узнают, что эти материалы можно рвать, мять, катать, скручивать, сгибать и т. д. Дети часто сами предлагают использовать разнообразный материал: комочки из бумаги и салфеток, природный материал (листья, соломка).
Лепка – это и отдельные элементы (хвост кометы, стебель) и предметы: машины, насекомые, деревья и т. д.)
Конструирование и ручной труд позволяют создавать объемные элементы коллажей. А сейчас дети научились хорошо плести из ниток, благодаря кружку «Волшебная петелька» и используют сплетенные «косички» для общих и индивидуальных коллажей. Индивидуальные коллажи часто ребята изготавливают для подарка родным.
Различные виды художественного творчества позволяют решать не только программные задачи, но и создают условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе (плечо к плечу) и проявлять лидерские качества.
Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ОВЗ. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку.
В результате нескольких лет наблюдений можно сделать вывод, что изобразительная деятельность с использованием коллажа является наиболее доступной детям с овз
КОЛЛАЖ – это наглядное моделирование, которое облегчает детям овладение связной речью, т. к. использование картинок, символов, а затем разнообразных материалов облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс. Метод коллажирования развивает не только речь, но и внимание, память, образное видение действительности, а следовательно способствует развитию художественного мышления на основе имеющихся образов.
Хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Применяя технику коллажа, мы ориентируемся на достижение целевых ориентиров ФГОС ДО:
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, старается разрешать конфликты.
- ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, для построения речевого высказывания в ситуации общения
-ребенок способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в продуктивной деятельности.