Наталья Рябчикова
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Ярмарка народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
развивать чувство цвета;
развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.
Формирование у детей интереса к предметам народного искусства, умения различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (дымковской, хохломской, городецкой и гжель).
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Ярмарка народных промыслов“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Формирование у детей интереса к занятиям рисованием.
Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений : освоение детьми характерных элементов росписи, колорита, композиции узоров; обучение созданию декоративных композиций на бумаге разного формата и на объемных предметах.
Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске и выборе элементов, обыгрывании цвета росписи, поиске оптимального композиционного решения росписи).
Материалы и оборудование: народный костюм, изделия мастеров, а также детские работы для оформления группы; карусель; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии; краски, кисти (№2, №4, подставки, баночки с водой, салфеточки, палитры, заготовки.
Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Гжельской, Городецкой и Дымковской росписи на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад приехала ярмарка. А что же такое ярмарка? (ответы детей) А ярмарка это место где люди торговали разными товарами, да ещё устраивали всякие увеселения да скоморохи показывали представления (звучит музыка русская народная песня).
Воспитатель:
Внимание! Внимание!
Ярмарка открывается,
Народ собирается.
Все спешите!
На ярмарку заходите!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Хозяйка ярмарки :
Здравствуйте взрослые, здравствуйте дети!
Очень мы рады нашей встрече!
Ярмарка ждёт весёлых ребят,
Товары на полках давно уж лежат.
Воспитатель:
Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг,
Правда, дети, тут красиво,
Аж захватывает дух.
Хозяйка:
Дети, вы только взгляните вокруг:
Вся наша жизнь – дела наших рук.
Умелые руки – основа успеха,
Руки – мастерство человека.
Руки – о многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да).
Тогда слушайте первую загадку:
Посуда не простая,
А точно золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она –
Золотая… (хохлома)
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, где представлены изделия с хохломской росписью.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! И чего здесь только нет.
Хозяйка: Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
Дети рассматривают выставку.
Воспитатель: - Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
Хозяйка: Слушайте вторую загадку:
По розанам и купавкам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая
Это роспись…. (Городецкая)
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, где представлены изделия с городецкой росписью. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия.
Хозяйка: Городецкая роспись – как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Воспитатель: - Из чего сделаны эти изделия? (Из дерева).
-Какой цвет использует художник в городецкой росписи? ( В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок).
- Назовите элементы узора в городецкой росписи (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей).
Хозяйка: Слушайте третью загадку:
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре - синяя купель.
Это называется просто роспись (гжель)
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, где представлены изделия с гжельской росписью. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия.
Хозяйка: Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Воспитатель: - Из чего сделаны эти изделия? (Из глины).
-Какой цвет использует художник в гжельской росписи? ( В росписи используются цвета: синий, голубой, белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок).
- Назовите элементы узора в гжельской росписи (Цветы, люди, птицы, трава, кружочки, точки, полоски, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки).
Хозяйка: Слушайте четвё ртую загадку:
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну, назовите меня (Дымково)
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, где представлены изделия с дымковской росписью. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия.
Хозяйка: Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: - Из чего сделаны эти изделия? (Из глины).
-Ребята, а какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей)
-Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
(Ответы детей)
Хозяйка: А какая же ярмарка без задорных танцев.
Песни, пляски, хороводы
Никогда не выходят из моды.
Эй, народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй. (Выносит карусель.)
Закружили, завертели,
Колесо у карусели.
Становитесь в круг скорее,
Всем нам ехать веселее!
Физкультминутка: «Карусель»
Еле–еле, еле-еле, закружились карусели.
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите, карусель остановите,
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.
Воспитатель: Хозяюшка, а почему на этом столе не раскрашены изделия.
Хозяйка: А на ярмарке не только продают и покупают товары, показывают весёлые представления, но и есть мастерские, где можно попробовать себя в роли мастеров.
Воспитатель: Ребята, смотрите. Перед нами четыре мастерские в одной расписывают посуду хохломскими узорами, а другой мастерской гжельская роспись, а в третьей расписывают игрушки дымковской росписью, а в четвёртой мастерской расписывают городецкие изделия. Предлагаю вам самим выбрать заготовку для своего будущего изделия и пройти в свои мастерские.
Дети самостоятельно выбирают изделия и ставят на столы. Воспитатель и хозяйка помогают детям определиться с выбором рабочего места. Заранее столы расставлены с пособиями и красками, дидактическими картами, по которым можно определить вид искусства.
Воспитатель: Я вижу, вы выбрали разные заготовки, и правильно выбрали мастерскую для работы. Давайте подготовить наши пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак. (потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (встряхиваем кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Творческая работа детей:
Дети приступают к работе, воспитатель включает запись русской народной музыки, которая играет на протяжении всей работы детей. Воспитатель и хозяйка садятся к детям за столы и выполняют работу. Воспитатель следит, помогает, напоминает, советует детям в работе. По мере выполнения работы дети выставляют готовые изделия на стол – выставку.
Воспитатель: Анализ работ:
- Посмотрите, какие чудесные получились изделия. У каждого получился свой, неповторимый узор.
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
Велика Россия наша, и
Талантлив наш народ,
О Руси родной, умельцах,
На весь мир молва идёт.
И товар у вас на славу
Потрудились вы не зря.
Хозяйка: Ой, вы гости дорогие.
Вот и солнышко садится, пора домой собираться.
Пришло время расставаться,
До свиданья, до свиданья.