Корж Наталья Сергеевна
Использование технологий мнемотаблиц в работе с детьми по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – одна из линий развития ребёнка. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства : сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольного образования, можно сформулировать следующим образом: речевая активность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивности речевых средств, бедность диалогической и монологической речи.
Цель.
Использовать технологию «мнемотехника» в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи.
1. Расширять и обогащать словарный запас детей; развивать грамматически правильную связную речь; закреплять произношение звуков в словах, фразах.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.
5. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
7. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
8. Развивать творческие способности детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
9. Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Поэтому использование одних традиционных методов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новые пути решения формирования связной речи, найти инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.
Основная идея разработки заключается в использовании моделей-символов, мнемотехники помогающих в работе педагогам дошкольных учреждений при формировании познавательно-речевого развития у детей. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т. д. Использование технологий мнемотаблиц в работе с детьми по развитию речи предполагает, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
В среднем возрасте дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов: 1) Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2) Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы. 3) После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям. В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение. Работая с мнемотаблицами и придумывая их к стихам, дети преодолевают различные затруднения: неуверенность, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Для формирования у детей желания и навыков самостоятельного рассказывания, расширения круга знаний об окружающем мире, активизации словарного запаса используются специальные игры и упражнения для развития памяти у детей. Целесообразно их включение в содержание НОД, в индивидуальной работе.
Игры и упражнения на развитие памяти.
1. Упражнение на развитие объема кратковременной памяти: «Каскад слов» Подготовьте список слов (8-10, которые хорошо знакомы ребенку. Например: 1. солнце 2. девочка, лес 3. коза, луг, пчела 4. озеро, рыбак, удочка, рыба (не более 10 слов в ряду) Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, ребенок повторяет слова в том порядке, какой задаете вы. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
2. Упражнение на развитие объёма кратковременной памяти «Повтори за мной фразу». Например, называете пять фраз: 1. сосульки плачут 2. девочка рисует 3. дедушка читает 4. солнце светит 5. мама стирает К каждой фразе ребенок делает рисунок, если он спрашивает : «А что рисовать?» объясните, что он может сам выбирать, что именно изобразить. После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все пять фраз.
3. Упражнение на развитие зрительной памяти. Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил. Можно выложить из палочек какую-либо простую фигуру (домик, квадрат) и попросить внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить выложить.
Конечно использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть. Однако помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным мнемотехника справляется замечательно. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается достичь улучшения следующих показателей:
1. у детей интенсивнее идёт развитие слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания;
2. увеличивается круг знаний об окружающем мире;
3. словарный запас выходит на более высокий уровень. Поэтому, чем раньше начинается обучение детей рассказыванию или пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходит подготовка их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Информационные источники
1. Н. А. Олейник Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 г.
2. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», Москва, 1997 г.
3. Т. Г. Давыдова, В. М. Ввозная «Использование опорных схем в работе с детьми» Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008 год.
4. Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи». Логопед 2008, №4 с. 102–115.