Зухра Раимовна Тураманова
Использование театральных постановок для изучения дошкольниками основ финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование театральных пост
новок для изучения дошкольниками основ финансовой грамотности»
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является изучения дошкольниками основ финансовой грамотности.
Публикация «Использование театральных постановок для изучения дошкольниками основ финансовой грамотности» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Экономика и финансы достаточно сложный материал в особенности для дошкольников. Для того чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности, мы решили проводить обучение через игровую театрализованную деятельность. Так как игра - самая доступная и понятная форма обучения для дошкольника. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Ведь театральная деятельность, как часть игровой деятельности, - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. Учение в театрализованной игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали сюжетно-ролевые игры, как основу театральной деятельности. Главной особенностью театрализованных игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме сказочными героями. Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями такими как: потребность, труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость – с другой.
В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.
В разделе «Труд» даем представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учим выделять последовательность трудовых действий; воспитываем уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В разделе «Товар» формируем системные знания о предмете, выделяем новые сторону предмета - товар, как результат труда. Показываем детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества, знакомим с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываем бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделе «Деньги» нашей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли - продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много капусты, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи была и капуста и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В разделе «Семейный бюджет», мы подводим детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
Даем представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показываем, как много их в повседневной жизни. Воспитываем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждаем жадность.
Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все театрализованные игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В театрализованных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Процесс общения детей со сказочными героями и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Основными задачами при проведении сюжетно – ролевых игр в нашей группе являются:
1. Обучение дошкольников финансовой грамотности.
2. Обогащение словарного запаса детей
3. Знакомим с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать;
4. Знакомим детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом, с денежными знаками (монета, купюра) России и других стран.
5. Формируем у детей начальных навыков обращения с деньгами.
6. Развиваем основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
Игровое занятие «Магазин»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
• Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
• Воспитывать культуру речевого общения;
• Знакомство с профессиями продавца, кассира.
По ходу игры мы помогали создавать игровую обстановку, наладили взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогали реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределили заранее: продавец и покупатели. В процессе занятия уделялось большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала.
В современном мире понятие деньги не ограничиваются наличностью, а имеют продолжение в виде банковских карт, поэтому мы на занятиях объясняли, что такое банковские карты и как пользоваться банкоматом. В эту объемную работу подключили и родителей, которые помогли сделать макет банкомата. Наличие такого макета позволило нам проводить обучение пользованием банкомата с практической точки зрения.
Игра «Банкомат» позволяет ребенку почувствовать себя взрослым, помогает приобрести и закрепить навыки работы с устройством. Также эта игра позволяет закрепить теоретические знания, полученные на занятиях по экономическому воспитанию, на практике.
Значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса помогают родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка.
Игровое занятие «Ярмарка» объединила, все знания и навыки по экономическому воспитанию, закрепила представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Мы формировали у дошкольников умение понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих хорошо и честно трудиться. Развили у детей умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.
Дети приобретают навыки грамотного ведения домашнего хозяйства, учатся экономить семейный бюджет.
Реализация программы позволила активизировать интерес детей к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.