Зухра Раимовна Тураманова
Использование театральных постановок для изучения дошкольниками основ финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование театральных пост
новок для изучения дошкольниками основ финансовой грамотности»
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является изучения дошкольниками основ финансовой грамотности.
Темочки:
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Экономика и финансы достаточно сложный материал в особенности для дошкольников. Для того чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности, мы решили проводить обучение через игровую театрализованную деятельность. Так как игра - самая доступная и понятная форма обучения для дошкольника. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Ведь театральная деятельность, как часть игровой деятельности, - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. Учение в театрализованной игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали сюжетно-ролевые игры, как основу театральной деятельности. Главной особенностью театрализованных игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме сказочными героями. Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями такими как: потребность, труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость – с другой.
В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.
В разделе «Труд» даем представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учим выделять последовательность трудовых действий; воспитываем уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В разделе «Товар» формируем системные знания о предмете, выделяем новые сторону предмета - товар, как результат труда. Показываем детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества, знакомим с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываем бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделе «Деньги» нашей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли - продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много капусты, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи была и капуста и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В разделе «Семейный бюджет», мы подводим детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
Даем представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показываем, как много их в повседневной жизни. Воспитываем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждаем жадность.
Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все театрализованные игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В театрализованных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Процесс общения детей со сказочными героями и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Основными задачами при проведении сюжетно – ролевых игр в нашей группе являются:
1. Обучение дошкольников финансовой грамотности.
2. Обогащение словарного запаса детей
3. Знакомим с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать;
4. Знакомим детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом, с денежными знаками (монета, купюра) России и других стран.
5. Формируем у детей начальных навыков обращения с деньгами.
6. Развиваем основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
Игровое занятие «Магазин»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
• Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
• Воспитывать культуру речевого общения;
• Знакомство с профессиями продавца, кассира.
По ходу игры мы помогали создавать игровую обстановку, наладили взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогали реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределили заранее: продавец и покупатели. В процессе занятия уделялось большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала.
В современном мире понятие деньги не ограничиваются наличностью, а имеют продолжение в виде банковских карт, поэтому мы на занятиях объясняли, что такое банковские карты и как пользоваться банкоматом. В эту объемную работу подключили и родителей, которые помогли сделать макет банкомата. Наличие такого макета позволило нам проводить обучение пользованием банкомата с практической точки зрения.
Игра «Банкомат» позволяет ребенку почувствовать себя взрослым, помогает приобрести и закрепить навыки работы с устройством. Также эта игра позволяет закрепить теоретические знания, полученные на занятиях по экономическому воспитанию, на практике.
Значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса помогают родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка.
Игровое занятие «Ярмарка» объединила, все знания и навыки по экономическому воспитанию, закрепила представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Мы формировали у дошкольников умение понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих хорошо и честно трудиться. Развили у детей умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, развивается речь и кругозор ребенка.
Дети приобретают навыки грамотного ведения домашнего хозяйства, учатся экономить семейный бюджет.
Реализация программы позволила активизировать интерес детей к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.