Шарлапова Елена
Использование квест-технологии в литературном и речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование квест технологии в литературном и речевом развитии дошкольников»
Интерактивные технологии в дошкольном образовании - процесс организации и взаимодействия дошкольников между собой и воспитателем с предполагаемым результатом переживания успеха в учебной деятельности и овладения профессионально значимыми компетенциями [3]. Одним из видов интерактивных технологий становится интерактивная игра, в том числе, образовательные квесты. «Квест» обозначает игру с продвижением по определенному маршруту для решения различных задач [2].
Публикация «Использование квест-технологии в литературном и речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В образовательном процессе квест - подготовленный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой дети ищут необходимую информацию; осуществляют поиск объектов, людей; выполняют различные задания и пр. [1]. Элементы квест-технологии также широко используются в ДОУ для решения многих образовательных и развивающих задач.
В ФГОС ДО заявлена одна из задач: «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»[5]. Квест-технологии постепенно становятся интересной опорой методического сопровождения реализации ФГОС ДО в работе с педагогами.
Работа по материалам литературных произведений дает возможность лучше запомнить жанровые особенности литературы, писателей; появляется интерес к сюжетной линии текста и, как следствие, способность самостоятельно иллюстрировать содержание художественного произведения в разнообразных творческих продуктах речевой деятельности. После нескольких литературных досугов с элементами квест-технологий дошкольники могли свободно высказывать свое отношение к персонажам и событиям, выражать собственное мнение, приводить аргументы.
Также в непосредственно образовательной деятельности использовались традиционные формы работы. Это чтение произведения,
использование после прочтения : беседы, показ иллюстраций, словесные упражнения, раскрытие авторских языковых средств выразительности. Здесь происходит интеграция образовательных областей и использование следующих видов деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная. Знакомство детей с художественной литературой, создание условий для формирования умений в дальнейшем пересказывать, развитие образности и выразительности речи, и первоначальных умений по словесному творчеству – все это помогает решить следующие задачи:
1) умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;
2) воспринимать художественное произведение в единстве содержания и формы; понимать изобразительно-выразительные
средства;
3) пересказывать определенный отрывок из произведения, используя авторские выразительные средства языка (сравнение, лексический повтор); выразительно рассказывать, пользуясь смысловыми ударениями, логическими паузами, интонацией, регулируя
силу голоса и темп;
4) умение воссоздавать картины жизни, изображенные автором;
5) умение определять авторскую идею произведения.
Приведем пример литературного досуга с элементами квеста по произведениям Я. Тайца, которые доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей. По мнению Е. А. Флериной, одно небольшое произведение не удовлетворяет познавательных интересов ребенка, поэтому исследователь рекомендовала объединять литературный материал по тематическому единству. Так, педагог последовательно знакомит воспитаников со следующими произведениями данного автора: «Белым – бело», «По пояс», «Послушный дождик». Можно увидеть, что дошкольники были рады встрече с полюбившейся героиней – девочкой Надей. После каждого прочтения я организовывала краткую беседу по произведению, куда входили вопросы на выяснение темы, основного замысла произведения, на использование автором языковых средств выразительности. Обсуждалиь не все произведение, а те моменты, наиболее учитывающие идею, например, композицию или поступок персонажа. Для выполнения заданий дошкольники были разделены на три команды, что соответствует количеству прочитанных произведений. Педагог задавала вопросы, которые по направленности можно разделить на следующие группы:
- вопросы на узнавание и выявление основного замысла произведения. Языковой материал подобных вопросов дает возможность педагогу увидеть, на сколько оказалось понятно дошкольникам содержание произведения, способствует определению темы и основной идеи произведения. Из какого произведения строчка: «Я – начальник дождя», «Я – птичница», «Вот какая кукурузища!»
– следующий круг вопросов нужен для размышления о причинах и следствиях поступках, также это помогает дошкольникам заметить логическую закономерность событий.
1. Когда Наде показалось, будто выпал снег, а когда – будто
пошел дождик?
2. О чем сказала бабушка, когда Надя второй раз примерялась
с кукурузой?
3. Чему не поверила Надя в разговоре с дедушкой?
– также, по мнению Э. П. Коротковой, в формулировку вопросов необходимо включать слова и обороты, тем самым показывая пример применения средств художественно-образной речи при передаче описанных действий и событий.
1. Почему в рассказе дождик называют послушным? А кого
или что еще можно назвать послушным?
2. Почему Надя сначала говорила «кукурузочка», а потом – «кукурузища»? Кого или что еще можно называть похожими словами?
3. А какой момент в рассказе «Белым-бело» был похож для Кати на сказку?
В процессе обсуждения данных вопросов учитываются собственно языковые характеристики слова: многозначность, синонимические и антонимические отношения. Решается задача точного понимания значения слова и правильного в смысловом отношении употребления, которая соответствует третьему направлению словарной работы – усвоение слова как единицы языка на уровне смысла. Пословицы и поговорки также являются средством развития осознанного отношения дошкольника к смысловой стороне слова. Данный речевой материал предполагает понимание переносного значения слов и их приложение к разным ситуациям. Обязательно предполагается большая пропедевтическая работа с
образовательной возможностью обратить внимание детей на единство содержание и формы метких образных изречений.
Для этой цели были отобраны пословицы и поговорки по следующим критериям: семантическая доступность, художественная емкость, выразительность, частотность употребления. Ниже приведены примеры пословиц и поговорок:
Под лежачий камень вода не течет.
Кто труд любит, долго спать не будет.
Умелые руки не знают скуки.
Любишь есть калачи – не сиди на печи.
Какие труды – такие плоды.
Куда иголка, туда и нитка.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. На протяжении нескольких недель мы старались использовать пословицы и поговорки в разных видах деятельности: игровой, режимные моменты, и т. д. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина рекомендуют использовать следующие приемы : толкование пословиц, использование речевых ассоциаций, пантомимические действия, иллюстрирование пословиц. Данная работа развивает речевые возможности дошкольников (овладение рассуждением, расширяет лексические границы, развивает познавательные процессы для ориентации в этой информации [4]. На следующем этапе детям старшего дошкольного возраста предлагалось соотнести произведений Я. Тайца с подходящими по смыслу пословицами и поговорками.
И на последнем этапе использовался творческий пересказ, который связан с переработкой литературного текста. В формулировке задания было сделано ограничение: рассказать отрывок по заданию педагога, таким образом, был включен еще один вид пересказа - выборочный. Надо отметить, что оба вида пересказа являются одними из самых сложных для детей дошкольного возраста. Выборочный пересказ предполагает работу над темой, выбор того фрагмента текста, который соответствует узкому вопросу (определенной теме). В процессе творческого пересказа перед детьми ставилась задача пересказать от лица главной героини.
Квест-технологии являются современной эффективной образовательной формой деятельности детей дошкольного возраста. В процессе прохождения определенных маршрутов дошкольники сталкиваются с проблемой, ищут способ выхода, в конце игры получают определенный результат. Первые результаты в процессе внедрения в практику ДОУ квест-технологии показали :
– появилась атмосфера эмоционального подъёма у всех участников образовательного процесса;
– все участники образовательного процесса стали проявлять
заинтересованность в достижениях детей;
– дошкольники учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
– у детей развивается речевое взаимодействие; формируется
позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
Список использованных источников :
1. Жебровская О. О. Международный вебинар «“Живые” квесты в образовании (современные образовательные технологии)». – URL : https://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html ( дата обращения: 04.02.2018).
2. Квест (значения) // Википедия. – URL : https://ru.wikipedia.org/?oldid= 69566952 ( дата обращения: 25.05.2018).
3. Пешня И. С. Интерактивные технологии обучения как средство развития профессиональной компетентности курсанта военизированного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2005. – 20 с.
4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.