елена антоневич
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях и в режимных моментах ДОУ, их влияние на личностное развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс музыкального руководителя Е. Ю. Антоневич
Тема : Использование игровых технологий на музыкальных занятиях и в режимных моментах ДОУ, их влияние на личностное развитие детей»
Публикация «Использование игровых технологий на музыкальных занятиях и в режимных моментах ДОУ, их влияние на личностное развитие» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению игровых технологий на музыкальных занятиях в работе с дошкольниками.
Задачи:
- сформировать представление о возможностях применения игровых технологий при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- обучить приемам применения игровых технологий с участниками мастер-класса;
- вызвать у участников мастер-класса интерес и желание развивать свой творческий потенциал.
1. Теоретическая часть.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка : познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Можно выделить следующие её функции:
• обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;
• развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
• коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;
• релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;
• психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
• функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;
• компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Предлагаемые игры разделены на коммуникативные, сюжетно-ролевые, интерактивные.
Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.
1. Утренняя зарядка.
Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.
2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.
Например на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет».
На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года». и т. д.
3. Наблюдения на прогулке.
Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней.
Например, наблюдение за птицами - «Птичка», «Зима прошла»;
за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще.», «Солнышко лучистое» и т. д.
4. После сна тоже можно включать спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись.
В другие режимные моменты : одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.
1. Практическая часть.
Предложить педагогам поучаствовать в играх
Раз, два, три, четыре, пять! Станем детками опять! Сейчас я вам предложу игру на воспитание у детей толерантности, где главной целью этой игры будет бережное отношение друг к другу.
Коммуникативная игра.
Игра на воспитание толерантности «Соседа можно потолкать». Музыка Е. Железновой.
Цель: формировать положительное отношение к себе самому и к сверстникам.
Ход игры:
Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать. (2р)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать. (2р)
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать. (2р)
Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать. (2р)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать. (2р)
Выполнять действия по тексту.
Вот, ребята, молодцы, постарались от души! Давайте поблагодарим себя дружными аплодисментами за участие.
Сюжетно-ролевая игра:
Музыкальная игра с колокольчиком.
Цель: развивает внимательность и музыкальный слух. Воспитывает нравственные качества ребят, умение соблюдать правила игры, выдержку.
Дети стоят по кругу. Один из играющих сидит в центре круга (он водящий) с закрытыми глазами. Пока играет музыка, дети передают не спеша друг другу колокольчик и звонят в него. Как музыка закончилась, колокольчик прячется за спину того, у кого он оказался в руках. И все остальные тоже прячут руки за спину. Все хором говорят: "раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать". Задача водящего отгадать у кого в руках колокольчик.
Интерактивная игра.
Интерактивная игра на развитие музыкально-ритмических движений, согласованности движений и музыки. «Кого встретил колобок».
Цель: развивать музыкальную память, умение анализировать, согласовывать движения с музыкой. Дети превращаются в «Колобков». Двигаются по залу в соответствии с музыкой. Останавливаются и слушают музыку прихода сказочного персонажа. Дети отгадывают, и на экране появляется «Медведь». Дети двигаются в соответствии с музыкой. Далее происходит аналогичная встреча с другими героями сказки.
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей детей, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимают мышечную закрепощенность, повышает активность детей.
1. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
1-2-3-4, (Загибают пальчики)
Мы с тобой снежки лепили. («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (Показывают)
И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
2. Речевая игра с движением «Снеговик», это упражнение можно использовать перед прогулкой.
Раз – рука, два – рука (Дети вытягивают руки вперед)
Лепим мы снеговика. (Лепят руками)
Три – четыре, три – четыре (Идут по кругу)
Нарисуем нос пошире. (Рисуют круг)
Пять – найдем морковь для носа (Сужают круг)
Угольки найдем для глаз. (Расширяют круг)
Шесть – наденем шляпу косо (Выполняют «пружинку»)
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь (Выставляют ногу на пятку)
Мы сплясать его попросим.
Девять – десять – снеговик (Хлопают в ладоши)
Через голову – кувырк… (Кружатся дробным шагом)
Ну и цирк! (Поднимают руки вверх)
Вы так весело играли и немножечко устали!
Ну-ка, все встали в круг, за руки все взялись вдруг.
А теперь начнем вращаться, в педагогов превращаться!