Татьяна Гречущева
Использование фольклора как средства повышения эффективности речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора как средства повышения эффективности речевого развития дошкольников
«Давайте детям больше и больше созерцания
общего человеческого, мирового, но
преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления» В. Г. Белинский
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Публикация «Использование фольклора как средства повышения эффективности речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "пестушки", "потешки". Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры "Кошки-мышки", 'Гуси-лебеди", "Горелки" и т. п. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора : глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки. Преимущественно детским жанром стали загадки Ребятам доступны многие "взрослые" песни, былины, пословицы.
Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Благодаря резкому разграничению добра и зла образы фольклора всегда ясны и доступны детям, им легко определить свои симпатии и антипатии.
Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется важное моего произведений фольклора в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей,
Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.
Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия "детский фольклор".
Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Конечно, это не механический процесс. Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и тем не менее не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.
В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни "едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа" (Г. С. Виноградов). Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Объектом исследования – процесс развития речи детей дошкольников.
Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Целью работы является приобщить детей к русской культуре, к традициям русского народа.
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что использование произведений различных жанров детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.
Задачи:
1. Создать условие для комплексной интеграции знаний детей, приобретение чувственно-интеллектуального опыта через ознакомление дошкольников с традициями русского народа.
2. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру, формировать правильную разговорную речь.
3. Воспитывать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы
2. Педагогический эксперимент
3. Беседа
4. Статистические методы
1.1 Понятие фольклора
Известно, что русским народом создано бесчисленное количество пословиц, поговорок, загадок, былин. Виды устной прозы, поэзии и драмы, когда-либо существовавшие и существующие в народе, и составляют в совокупности то, что в обиходе именуем фольклором.
Такие исследователи, как В. П. Аникин, В. Я. Пропп фольклор называют “устным народным творчеством”, “народнопоэтическим творчеством”. Все эти термины преемственно связаны с названием “народная поэзия”.
Понятием, “устное творчество народа” подчеркивается устный характер фольклора и что отличает, его от письменной литературы (Аникин В. П., Пропп В. Я.).
Понятие “народнопоэтическое творчество” указывает на художественность как признак, по которому отмечают фольклорное произведение от верований, обычаев, обрядов (Аникин В. П.).
Наряду со всеми перечисленными названиями устного поэтического творчества народа современная наука пользуется термином “фольклор”. Этот термин появился в середине ХIX века, его предложил английский ученый У. Дж. Томс для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядам и верованиям.