Райля Абубакирова
Статья «Русские народные игры как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте детям больше и больше содержания
общего, человеческого, мирового,
но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим
через родные и национальные явления.
В. Белинский
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Публикация «Статья „Русские народные игры как одно из средств патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.
Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является игра.
Народные подвижные игры являются традиционным средством. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку и стремление к победе. Передовые представители культуры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того и иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры имеют многовековую историю.
Игра – это не просто забава, развлечение, веселье. Это как считают врачи, один из видов человеческой деятельности, призванный совершенствовать физиолого-психологические потребности организма. Такое определение относится к представителям любого народа, будь то греки, русские, немцы или евреи.
Знаменитый русский педиатр и педагог, доктор медицины Е. А. Покровский писал, что у греков «игры ставились наряду с умственным и изящным образованием и были плодом стремления греков к прекрасному. Великие умы Греции всегда высказывавшись самым энергичным образом в пользу игр и физических упражнений.
Значительное место игры занимали с древних времен в жизни русского народа. «В песнях и хороводах большой частью вспоминаются времена давно прошедшие и настоящие; в играх же нередко передается драматическое содержания жизни народа, и, таким образом последняя как бы исторически отражается в этих хороводах, песнях и играх. Зимой игрища представляют совсем другой характер: во время святок устраиваются катания с гор, игры в городки и т. д. ; на масленице происходит катание на лошади по деревням с песнями и плясками; а в былые времена, кроме того, устраивались и кулачные бои. Отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству…»
Практически каждая из русских народных игр имеет свой смысл и свою поэзию. Не случайно они разделяются не только на подвижные, символические, хороводные и домашние, но и на детские, мужские, женские.
Размышлять о важности, значении и необходимости игр можно бесконечно долго – этому посвящены десятки увесистых томов, среди которых можно отметить хотя бы такие, как «Сборник игр и полезных занятий для детей» И. Геда, «Детские игры, преимущественно русские» Е. Покровского, работы И. Сикорского, И. Сахарова, П. Шейна, И. Снегирева, К. Шмидта и других.
Русские народные игры способствуют развитию навыка общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире и социальной адаптации и являются благоприятным фоном для положительного социально- эмоционального состояния и развития ребенка. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Их можно использовать как эмоционально-образное средство влияния на детей, развивать у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Особенно популярными и любимым были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?»- «На квашне». – «Что в квашне?» - «Квас!» - «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.
Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.).Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Что касается мотива для выбора именно только русских игр, то считаю нелишним в этом случае привести сначала слова одного прусского министерского циркуляра, касающегося именно рассматриваемого вопроса: «указывая на Англию и, признавая некоторые из её учреждений достойными подражания, – говорит министр, - я долек от мысли, что следует без дальнейших рассуждений только привить английский черенок к немецкому стволу и этим будет все сделано. Это было бы неразумно, не полезно и даже невозможно, потому что и на почве этого проявления жизни (разумеется, игры, обнаруживается особенность характера народа, который, будучи перенесён без дальнейших рассуждений на другой народ, в результате должен повести к уродливости».
И в самом деле, кому приходилось хоть слегка вникать в особенности детских игр у разных народов, тот с первого же раза замечал, что характер народа, бесспорно, кладет свой заметный оттенок и на детские игры, отражаясь в них тем резче, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вместе с тем, конечно, с большей возможностью для проявления своего национального характера. Игры эти суть, так сказать, отражения разных сторон жизни данного народа, связывающее звено веселья с деловою жизнью, а оттого именно такого рода, веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа.
Литература:
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры : Пособие для воспитателя / под ред. Л. В. Руссковой. -М. : Просвещение, 1986
Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2006
Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа. Издательство «ОЛМА_ПРЕСС»,1998
Детские подвижные игры народов СССР : Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1989