Юлия Шутова
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Копилка опытов
▼ Скачать + Заказать документы
При формировании уважительного отношения к природе в работе с детьми я уделяю особое внимание развитию любознательности дошкольников, формированию интереса к знакомым на первый взгляд вещам и происходящим с ними изменениям под воздействием природных сил и деятельности человека. А способствуют всему этому опыты и эксперименты. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Это объясняется тем, что дошкольнику присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям ребенка. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Публикация «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, Копилка опытов» размещена в разделах
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Прогнозирование результатов.
5. Выполнение работы.
6. Наблюдение результатов.
7. Анализ полученных данных.
8. Формулирование выводов.
Перед проведением каждого занятия кружка закрепляются правила безопасности.
Вот примеры наших опытов :
Карточка №1. Воздух может перемещаться.
Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Оборудование:
1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).
2. Сдутый воздушный шарик.
3. Таз с водой.
Опыт : Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.
Тема: «Резина»
Опыт «Выявление свойств резины – непромокаемость, эластичность»
Цель: дать детям представление о резине, о её свойствах – непромокаемости, эластичности.
Материалы и оборудование: воздушные шары, одноразовые перчатки, ёмкости с водой, резиновые предметы.
Описание.
Воспитатель демонстрирует воздушные шары, спрашивает:
- Как вы думаете, что у них внутри? (Воздух)
- А если внутри воздух, как можно назвать шарики? (Воздушные)
- Опустите в воду различные резиновые предметы. Что с ними произошло? (Одни утонули, другие – нет)
- Как вы думаете, почему? (Не тонут те предметы, внутри которых воздух)
- Резина удерживает воздух, она его не пропускает, вот почему наши шарики не сдуваются.
- А сейчас я вам дам перчатки. Оденьте перчатку и опустите руку в воду. (Достать игрушку)
- Снимите перчатки. Какими остались ваши руки? (Сухими)
Вывод: резина не пропускает не только воздух, но и воду, она – водонепроницаемая.
Благодарю за внимание.