Анжелика Прошкина
Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевой
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования.
С первых дней своей жизни любой человек нуждается в общении, хочет быть услышанным окружающими его людьми. Умение детей взаимодействовать между собой, выстраивать отношения является залогом дальнейшей успешной адаптации в любой социальной среде, что определяет важность и необходимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего возраста. Коммуникативные способности представляют собой индивидуальные особенности каждого человека, обеспечивающие взаимодействие и взаимопонимание между людьми в процессе общения. Период дошкольного детства в этом случае наиболее значим для развития навыков коммуникации у детей. Человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их отношений, что особенно актуально в настоящее время, когда стремительное развитие цифровых технологий сводит весь процесс общения и взаимодействия людей к минимуму.
Публикация «Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевой» размещена в разделах
А. Г. Рузская, М. И. Лисина отмечают, что коммуникативные способности обеспечивают полноценное психическое развитие ребенка, благотворно влияют на общий уровень его деятельности. В период старшего дошкольного возраста коммуникативные навыки, уровень их сформированности, являются еще более значимыми, поскольку ребенку предстоит адаптация к совершенно новым для него условием, знакомство и тесное общение с новыми людьми. На необходимость развития коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте указывают такие исследователи, как А. А. Бодалев, Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина, А. П, Панфилова, В. И. Тесленко и др. По мнению авторов, отсутствие у ребенка к этому времени элементарных навыков общения затрудняет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми, приводит дезадаптации, возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на фоне многочисленных речевых нарушений задерживается развитие важнейших психических процессов, с большими затруднениями развиваются коммуникативные навыки. Все это, по мнению И. Ю. Кондратенко, Ю. С, Демидовой, Р. Е. Левиной, О. С. Павловой и др. не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует своевременному развитию познавательной и речемыслительной деятельности.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что успешному развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста способствуют игры, поскольку именно в процессе игровой деятельности, тесного взаимодействия детей между собой формируются коммуникативные связи, развивается умение общаться (Л. Г. Соловьева, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Т. Б. Филичева). В ходе игры, как отмечают авторы, формируются не только коммуникативные навыки, но и активно развивается речевая деятельность, поскольку в игре ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, мысли, чувства, представления.
Из множества игр различной направленности более всего для развития коммуникативных способностей, как указывают Е. А. Гущина, Т. И. Бабаева, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, подходят сюжетно-ролевые игры. Такие игры невозможны без общения; элементы творчества, импровизации делают процесс взаимодействия детей интересным, позитивным, дошкольники сами стремятся к общению. Принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства коммуникации. Таким образом, указанные обстоятельства объясняют выбранную тему исследования – «Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников с ОНР с использованием сюжетно-ролевых игр».