наталья
Художественная одаренность, её выявление и развитие в процессе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В душе каждого ребёнка
есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский.
СЛАЙД -1 Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что развитие и становление общества зависит от интеллектуального потенциала людей. Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих объединениях.
Публикация «Художественная одаренность, её выявление и развитие в процессе обучения» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей.
Педагогом дополнительного образования я работаю уже 15 лет. Моё творческое объединение называется «Изостудия». Я работаю по двум программам художественного направления. Это дополнительная общеразвивающая программа «Каляка-Маляка» для детей с 6- 9 лет сроком на 3 года и программа «Декоративно прикладное творчество» для детей с 10- 16 лет срок реализации 1 год.
Целью которых является -создание условий для творческого развития личности, приобщение детей к культуре родного края, развития художественного вкуса и трудовых навыков детей.
СЛАЙД-2Для развития детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования наиболее целесообразным является путь, ориентированный на развитие общей художественной одаренности ребёнка, дающий ему возможность постигать и осваивать различные виды искусства.
Цель моей работы с одаренными детьми является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, а также для создания условий для оптимального развития ребенка.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста и школьного возраста.
2. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
3. Предоставление возможности для участия детей в выставках и конкурсах разного уровня.
СЛАЙД-3 Диагностика детской художественной одаренности может осуществляться с использованием психологических методик, опирающихся на принципы комплексного оценивания, долговременности, использования тренинговых методов, учета потенциальных возможностей ребенка, участия разных специалистов и самих детей в оценке собственной одарённости.
Одной из форм в своей работе я использую системное диагностирование обучающихся с психологом школы.
В т/о «Изостудия» обучается 5 групп по 15 человек.
Работа по выявлению художественной одаренности учащихся в объединении «Изостудия» проводится с помощью различных методик (Ф. Татл и Л. Бекер анкета для педагогов и родителей, Тест П. Торренса, наблюдение и др.
СЛАЙД-4С целью отслеживания динамики проведенной работы, мною была использована методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко в начале учебного года и в конце. Данная методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В методике принимало участие 2 группы по 15 человек в возрасте от 8 до 12 лет. Для оценки уровня выполнения задания для каждого учащегося я подсчитала коэффициент оригинальности и результаты сравнила с началом года.
В ходе диагностики и наблюдений за учащимися в 2018 -19 году была выявленагруппа детей, которые показали высокие творческие способности. Для этих детей мною были составлены индивидуальные образовательные маршруты – как форма педагогической поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся.
СЛАЙД-5В своей работе по индивидуальным образовательным маршрутам я использую различные формы работы:
-индивидуальные занятия, консультации;
- конкурсы;
-персональные выставки,
- публичные выступления;
- участие в районных, межрайонных, региональных и всероссийских уровней;
СЛАЙД-6Для юных дарований создаются условия не только для занятий, но и демонстрация своих достижений.
Организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми : это участие в различных конкурсах, выставках районного, межрайонного, регионального и всероссийского уровней.
В прошлом учебном году учащиеся нашего объединения участвовали и побеждали во многих конкурсах и выставках разного уровня:
- Районный конкурс декоративно-прикладного и художественного творчества «В снежном царстве новогоднем государстве» (2 победителя, 2 призёра)
- Районный конкурс рисунка «Путешествуем вместе» (2 победителя)
- Районная выставка изделий декоративно-прикладного творчества «Пасха Красная» (5 победителей и 4 призёра)
- Областной конкурс объёмных картин из бумаги «Рецепты здоровой жизни» (1 победитель)
- Региональный этап 17 Всероссийского детского экологического форума
«Зелёная планета 2019" (1 победитель)
- Были участниками в детском Всероссийском конкурсе рисунков, посвящённых театру.
- Областной конкурс, посвященныйДню дикого северного оленя.
СЛАЙД-7С обучающимися среднего школьного возраста используется метод проектов, который ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ребёнка, развивает его интеллектуальные возможности, волевые качества и творческие способности в процессе деятельности.
В процессе такой работы ребёнку предоставляется полная свобода в подборе теоретического материала и в выполнениитворческой работы. Педагог выступает только в качестве наставника, и контролирует правильность разработки проекта.
СЛАЙД- 8Для успешной работы с одаренными детьми необходимо, что бы педагог являлся личностью, продуктивно реагирующей на вызов «одаренности».
- В 2015 году я выступала на межмуниципальном семинаре «Организация работы с одарёнными детьми в учреждениях дополнительного образования детей» по теме «Выявление одаренности у детей».
- Была участником районного семинара «Организация работы с одарёнными детьми в учреждениях дополнительного образования детей» и провела мастер-класс по теме «Техника рисования акварелью по мокрому листу»
- В 2016 году посетила очно-заочные курсы г. Архангельск «Организация дополнительного образования детей» и выступила по теме «Выявление и развитие одарённости у обучающихся средствами художественного творчества»
- Имею благодарность за подготовку победителей межрегиональной выставки-конкурса детского декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Пасха Красная» г. Котлас. 2016-2017гг.
- Участник Областного заочного конкурса методических материалов «Современное занятие в системе дополнительного образования детей: опыт, традиции, новаторство»
- Участник Городской выставки – конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Эжвинская палитра»2018 год г. Сыктывкар.
Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Для многих детей занятия становятся не дополнительным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают путевку в жизнь. Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельности дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях, быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело. На это, собственно, и направлена деятельность педагогов дополнительного образования.
Спасибо за внимание!