Получи документы

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников

Наталья Гребенкина
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила: воспитатель вкк

МКДОУ д/с № 362 г. Новосибирска

Гребенкина Наталья Юрьевна

Тема

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ» или

Рецепт «ЖЕЛАНИЕ И УМЕНИЕ МЫСЛИТЬ»

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- форма активности, направленная на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем активно-преобразующих поисковых действий с его объектами (практических и мыслительных, и предполагающую высокую степень самостоятельности детей в решении задач проблемного характера).

Публикация «Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников» размещена в разделах

ПРОБЛЕМА- теоретический или практический вопрос, выражающий противоречие между имеющимися у детей знаниями и новыми фактами, явлениями для объяснения которых прежних знаний недостаточно.

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей –это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе познания мира.

ЗАДАЧИ поисковой деятельности в детском саду :

1. Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

5. Создание условий для самостоятельного поиска причин, способов действий, проявлений творчества.

Данная тема мне близка, т. к. проблема, поиск, открытие, интеллект, инициатива- это все то, что и меня, как человека, воспитателя сподвигает искать и находить, развиваться. Умение мыслить ценилось и было необходимо людям во все времена. НО! Этому нужно учиться!

Так же считаю данную тему актуальной, поскольку нынешнее поколение детей- ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА, как называют его ученые, обладает рядом особенностей. А именно:

1.«Клиповое мышление» -мозг не улавливает деталей, формирует лишь общую картину.

Теряя мелочи, человек рискует не увидеть истины, может потерять, не обрести богатство чувств, образов. Нет чувств, нет души.

2. У детей–АЛЬФА больше техногенной, чем человеческой коммуникации.

3. Трудности при восприятии текста-любят картинки.

4. Материал легко доступен. Зачем же мыслить!

На мой взгляд, именно проблемная деятельность в состоянии научить улавливать детали, именно п. д. способна создать ситуацию коммуникации,

«пройтись» по тексту, понять его, анализируя эти самые детали, добраться до истины, но не взять ее.

Тяга к познанию мира рождается вместе с ребенком. Поэтому ее нельзя формировать, но можно стимулировать.

Как?

1. Создавать развивающую среду

Развивающая среда в моей группе создана таким образом, что детям доступны все: они могут использовать любые предметы, наполнять их иным смыслом, перемещать. В то же время пространство групповой комнаты поделено на центры развития, позволяющие сосредоточиться, активизировать свой познавательный интерес. Имеются ширмы, контейнеры, наполненные конструкторами, переносные домики, сделанные руками родителей. Данные элементы позволяют трансформировать пространство в соответствии с потребностями детей. Конечно на лицо поло-ролевая специфика организации пространства. Если в группе нет необходимого ребенку предмета, то дети замещают его тем, что имеется.

2. Использовать элементы (хотя бы элементы) проблемного обучения.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- НАЧАЛО МЫСЛИ ЧЕЛОВЕКА.

«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ-ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТИЕ» (Ш. Амонашвили).

«Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия» (С. Рубинштейн)

Что заставит ребенка остановить свое внимание? Это

-новый объект, новое явление

-что-то необычное

-тайна, ожидание сюрприза (если справишься с испытаниями)

-мотив помощи

-проблемный вопрос

-проблемная ситуация.

Итак, вопросы.

Есть вопросы, контролирующие память: где, когда?, какой7…

Вопросы же как сделать?, почему?, являются ли?-это вопросы, направленные на развитие мышления- это проблемные вопросы.

Постоянно пополняя багаж знаний ребенка, мы задаем ему проблемные вопросы, а ребенок учится отвечать на них:

-Являются ли ножницы, нож и мясорубка родственниками?

-Почему дикие утки улетают на юг последними?

-Почему сосульки с одной стороны крыши толще, длиннее, чем с другой?

-Для чего нужны трубы на крышах домов?

-Как сохранить зиму летом?

-Как хлеб на стол пришел?

-Как превратить квадрат в круг?

«Непосильная задача»

-Как и чем можно рисовать, если нет ни кисточек, ни карандашей?

О чем может рассказать снежный сугроб? (одушевление)

Необычная тема:

-Кому снег враг, а кому друг?

Спор о воробье.

Предлагаю поразмышлять : «Если бы…., то…»

-Если бы не было воды, то что произошло бы?

Сделать выбор: или-или

-Огонь- враг или друг?

-Кожа или живая одежда?

-Жировая ткань в нашем теле: польза или вред?

Противоречие в утверждении

Металлические предметы тонут. Корабль из металла, но не тонет. Объясни, почему.

Учимся предвидеть

Мы отправляемся в волшебный лес. Пойдем по волшебной дороге. Нас ждут препятствия. Нужно взять с собой только 1 предмет. Но тот, у которого 3 применения.

Бытовая задача

Ты едешь в автобусе вместе с родителями. Они вышли на остановке, а ты не успел. Что будешь делать?

Помощь

Дюймовочка написала письмо маме. Назовите способ, как помочь маме прочитать письмо дочки.

Буратино уронил ключик в воду. Помоги ему достать ключ. (Ведь Буратино-деревянный)

Персонаж, Морозко, обратился за помощью к детям. За каждое выполненное задание ребята получают часть от целого. В финале из частей рождается помощник Морозко- Снеговик.

Исследовательский метод

По доске скатываются шары из разных материалов. Один из шариков остановился посредине доски. Объясни явление. (Металлический шар и магнит с обратной стороны доски)

Вопрос, вытекший из высказывания детей

-Что едят зайцы?

-Морковку!

-Где в лесу заяц может взять морковь?

Персонаж, предлагающий задание

Профессор с письмом от Невидимки. Тайна Невидимки будет раскрыта, как только вы проведете серию опытов. (Невидимка-воздух)

Игровая беседа «Хорошо- Плохо»

(Столкновение двух мнений. Выбор)

Воспитатель: Хорошо, что в лесу растет столько елочек- красавиц.

Дети: Плохо, что под Новый год их срубят и увезут из леса…

Итоговый вопрос: Как же быть: и елочку жалко и людей….

Мы, педагоги, должны научить детей задавать вопросы.

«Спроси меня». Сложно, порой, ответить на вопрос. Но еще сложнее его задать! Попытайтесь!

Чтобы задать вопрос, надо увидеть ту самую важную мелочь или посмотреть на предмет/ явление, с другой стороны. Ребенок сможет это сделать, если он внимателен и, если его научить этому.

Для развития внимания использую следующие задания:

1. Кто/что спряталось на картинке?

2. Узнай силуэт, покажи на картинке.

3. «Зашумленные» рисунки.

4. Поэтапное рисование

5. Оригами.

6. Соедини точки по порядку,

7. Найди отличия.

8. Симметричное рисование (дорисуй по клеточкам предмет).

9. Составь предмет из геометрических фигур.

10. Графические диктанты.

11. Составь рассказ по мнемо-карточкам

12. Игра «Объясни слово. Не называя его»

13. Игра «Что внутри?» (сад-дети, школа- ученики, книга- буквы)

14. Игра «Связи» (назови 2 слова, объясни, как можно их связать по смыслу)

(Или 1 ребенок называет 1 слово. Другой- другое. Третий находит связи между словами.)

15. Одушевление предмета, Представь, что ты, например, карандаш. Расскажи о себе: кто ты, что любишь, с кем дружишь…

16. Загадки- кладезь образного, ассоциативного мышления. Не только отгадываем, но и придумываем!

17. Изображение предмета- «Повтори» (лепка, аппликация, рисование). Проанализируй, подумай, с чего начнешь работу…

18. Игра «Да-Нет».

Воспитатель загадывает предмет, который находится в комнате. Дети же, задавая наводящие вопросы, должны понять, о каком предмете идет речь.

20. Художественная литература.

Счету не поддается то кол-во заданий, которое заставит мыслить.

К тому же литература-наука жизни.

-Расскажи историю от имени героя (Бабы Яги, тропинки)

-Измени финал сказки

-Баба Яга в отпуске. Кто сможет помочь Ивану Царевичу?

Почему мы не видим важное, считая, что это «мелочи»? Ленимся? Привычка к готовой информации?

Что нам мешает взглянуть на явление/предмет с другой стороны? Предлагаю взглянуть на знакомый с детства образ с иной стороны. Например, на Колобок.

АНАЛИЗ СКАЗКИ «КОЛОБОК»

-Кто из вас рассматривал образ Колобка как образ героя?

-А кто такой герой?

-Итак, герой-это тот, кто обладает набором определенных качеств, умений. Герой честен, смел, великодушен, добр, умен.

-Герой ли Колобок?

-Докажите, что Колобок честен. (Всех героев предупреждал о том, из чего он сделан- «метен». А метут что? Мусор.)

-Докажите, что герой смел. ( Преодолел препятствия: Зайца (а Заяц-это СТРАХ, ушел от Волка (а Волк-это ЗЛОБА, убежал от Медведя (а МЕДВЕДЬ-это ЛЕНЬ, НЕПОВОРОТЛИВОСТЬ)

-Но Лисе удалось съесть героя. Почему? Отсутствие какого качества подвело Колобка? (УМ)

-Так герой ли Колобок?

ВЫВОД: НЕ ВСЕ ТО, ЧТО МЫ ВИДИМ_ЕСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. НАДО ДУМАТЬ!

А не полагаться только на свой нюх, глаза и уши!

УСПЕХОВ ВАМ, КОЛЛЕГИ!

УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ!

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ ПРОБЛЕМНОГО ВИДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Не раскрывайте истину, а научите находить ее с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

2. Постоянно открывайте тайну двойного во всем (в явлении, в факте, предмете). «Тайна двойного» -это наличие противоречия в объекте, когда в нем что-то хорошо, а что-то- плохо.

3. Учите разрешать противоречия, используйте для этого игровые, сказочные задачи

4. Играйте каждый день:

-Чем похожи?

-Чем может быть?

-Если бы ты превратился…

5. Беседуйте на исторические темы (История появления ручки, колеса)

6. Учите во время бесед возражать Вам и друг другу, но аргументированно!

7. Используйте активные формы обучения (диспуты, мозговой штурм, проект)

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчёт об интеллектуальной мини-олимпиаде для старших дошкольниковФотоотчёт об интеллектуальной мини-олимпиаде для старших дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется поделиться с Вами приятной новостью. В декабре прошлого года в нашем детском саду проводилась.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Тематическое развлечение с элементами поисковой деятельности для детей разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) «Вода»Тематическое развлечение с элементами поисковой деятельности для детей разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) «Вода» Тематическое развлечение с элементами поисково-экспериментальной деятельности для воспитанников разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) на.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 03:21
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гребенкина (УИ 2582163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД