Елена Самойлова
Формирование предпосылок читательской грамотности по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Формирование предпосылок читательской грамотности.
По сказке В. Катаева «Цветик семицветик»
Задачи: Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные. Формировать умение правильно образовывать и изменять слова в единственном и множественном числе. Развивать связную речь детей. Развивать слухоречевую память, внимание. Развивать фонематическое восприятие. Развивать умение координировать речь с движениями. Формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей. Прививать любовь к книгам.
Публикация «Формирование предпосылок читательской грамотности по сказке В, Катаева „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
Цель: Учить подбирать прилагательные к существительному.
Образовывать множественное число имен существительных от единственного числа. Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Образование относительных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме. «Магазин» «Игрушки».
Ход занятия
Организационный момент
Дети встают полукругом
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сейчас мы с вами поприветствуем, друг друга (эмоциональный настрой)
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними.
Воспитатель: Ребята кто это плачет, посмотрите, вы узнали девочку?
Дети: Это Женя из сказки «Цветик-семицветик», которую написал Валентин Катаев
Воспитатель: Вот портрет этого прекрасного писателя.
Женя: Здравствуйте ребята. Я знаю, вы добрые, хорошие дети и любите сказки. В моей сказке случилась беда. Сильный северный ветер разбросал лепестки цветика – семицветика. Помогите, пожалуйста, их найти. Если вы выполните все задания правильно, то соберёте все семь лепестков. Тогда я смогу помочь своему другу Вите. У меня есть карта которая нам поможет отыскать лепестки.
Женя показывает цветок с одним лепестком.
Воспитатель: Сколько сейчас лепестков на нем? А сколько было в сказке лепестков? (7) Да правильно, ведь он так и называется, цветик - семицветик. Вы хотите помочь девочке Жене?
Дети: отвечают
Воспитатель: Предлагаю вместе с Женей отправиться в сказку на сказочном транспорте ковре-самолете. Занимайте свои места, беритесь за руки и повторяйте волшебные слова за мной.
Лети, лети, ковер-самолет,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Облети ты все вокруг.
Лишь коснешься ты земли.
Быть, по-моему вели.
Воспитатель: Ребята посмотрите пожалуйста на карту и скажите куда нам нужно отправится сначала?
Дети: Нам нужно отправится в магазин
Воспитатель: Мы шагаем по дорожке, поднимаем выше ножки, по дорожке мы пройдем в магазин мы попадем. Ребята как называется магазин, где продаются продукты? Кто работает в магазине?
Дети: отвечают полным ответом. Магазин где продаются продукты называется продуктовый магазин. В магазине работают: продавец, кассир, грузчик, директор.
Воспитатель: А вот и задание №1. Чтобы продавец нам отдал лепесток Нужно помочь Жене описать предмет который лежит в корзине. (Дети выбирают на выбор)
Виноград (Какой) – фиолетовый треугольный сочный сладкий мягкий спелый
Помидор (Какой) – красный круглый спелый вкусный
Баранки (Какие) – круглые ароматные мягкие (из чего сделан) из теста
Яблоко (Какое) – круглое красное спелое вкусное сладкое
Банан (Какой) – желтый продолговатый сладкий спелый
Также -Перец, огурец, колбаса, творог, молоко.
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас с вами на карточках изображен один предмет. А в магазине же продается много продуктов. Нужно сказать как будет когда их много.
Дети: (отвечают полным ответом) В магазине продается много капуста- капусты, баранок, картошки, орехов, помидор, бананов, слив, творога, хлеба.
Воспитатель: Ребята вот мы получили лепесток какого он цвета? Какой он по счету? (1) нам нужно отправляться дальше. Посмотрите на карту и скажите куда теперь мы пойдем?
Дети: Домой к Жене.
Воспитатель: Мы шагаем по дорожке, поднимаем выше ножки, по дорожке мы пройдем домой к Жене попадем.
Воспитатель: Давайте вспомним что же случилось дома у Жени.
Дети: Женя разбила вазу.
Воспитатель: А как же она ее разбила?
Дети: Женя залезла на стул, взяла вазу, засмотрелась на ворон и уронила вазу.
Воспитатель: Что бы нам помочь Жене нам нужно пройти и сесть за столы.
Дети садятся.
Воспитатель: Открываем конверты. Давайте поможем сложить вазу.
Дети складывают. А вот и лепесток. Какого он цвета? Какой по счету(2)
Дети отвечают полным ответом.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и посмотрим куда мы с вами пойдем дальше.
Дети: Мы пойдем на север
Воспитатель: Правильно, на север. Закрывайте глаза ладошками. Вокруг себя обернись на северном полюсе окажись. Вот мы и на северном полюсе. Ребята а кто нас встречает?
Дети: Нас встречают медведи
Воспитатель: Медведи нам отдадут лепесток если мы ответим на все вопросы. Сколько медведей вы видите?
Дети: я вижу 7 медведей
Воспитатель: В чем была одета девочка Женя когда попала на северный полюс?
Дети: Женя была одета в легком платьице и в сандаликах.
Воспитатель: Сколько было градусов на северном полюсе?
Дети : На северном полюсе было 100 градусов.
Воспитатель: Что то холодно. Давайте мы с вами согреемся. (Физминутка)
В зоне Арктических пустынь мороз
Ну ка все взялись за нос
Ну ка хватит бить баклуши
Ну ка все взялись за уши
Покрутились повертелись
Вот и уши разогрелись
Наклонились вперед ветер дует задевает
Нас работать созывает
А вот и лепесток. Какого он цвета? Какой по счету(3)
Дети отвечают полным ответом.
Воспитатель: Что то холодно и нам нужно возвращаться обратно. Закрывайте глазки ладошками. Вокруг себя обернись у Жениного дома окажись.
Давайте посмотрим на карту куда мы отправимся дальше.
Дети: Мы отправимся во двор с игрушками.
Воспитатель: Мы шагаем по дорожке, поднимаем выше ножки, по дорожке мы пройдем во двор с игрушками попадем. Ребята нужно назвать из чего какой?
Мяч из резины – резиновый
Машинка из стали- металлическая
Лопатка из пластмассы-пластмассовая
Мишка из меха- меховой
Матрешка из дерева – деревянная
Солдатик из олова- оловянный
Посуда из фарфора- фарфоровая
Воспитатель: А вот и лепесток. Какого он цвета? Какой по счету(4)
Дети отвечают полным ответом.
Ребята садимся на стульчики. Нам нужно описать то, что мы видим на картине.
Дети по очереди отвечают полным ответом
Воспитатель: А вот и лепесток. Какого он цвета? Какой по счету(5)
Дети отвечают полным ответом.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и посмотрим куда мы с вами пойдем дальше.
Дети: На карте изображен ребус.
Воспитатель: Ребята давайте решим ребус и узнаем чему нас учит эта сказка.
Нужно написать в клеточках буквы на которые начинаются картинки по первому звуку.
Воспитатель: Ребята вспомните на что потратила Женя свой последний лепесток?
Дети: Она помогла Вити. Что бы он выздоровел.
что бы вернуть нам 7-ой лепесток нужно вспомнить как вы помогли Жене вернуть все лепестки. Как мы вернули первый лепесток?
Дети : Мы были в магазине. Описывали предметы которые лежали в корзине.
Воспитатель: Как мы вернули второй лепесток?
Дети: Складывали разбитую вазу
Воспитатель: Как мы вернули третий лепесток?
Дети: Отвечали на вопросы медведя.
Воспитатель: Как мы вернули четвертый лепесток?
Дети: Мы описывали из чего какие игрушки бывают.
Воспитатель: Как мы вернули пятый лепесток?
Дети: Мы описывали картины и нашли картину которой не было в сказке.
Воспитатель: Как мы вернули шестой лепесток?
Дети: решали ребусы. Узнали чему учит сказка
Воспитатель: Правильно. А где же седьмой лепесток помогите ребята.
Дети находят лепесток.
Воспитатель: Ну вот мы выполнили все задания и нам нужно возвращаться. Встаем на ковер самолет. Занимайте свои места, беритесь за руки и повторяйте волшебные слова за мной.
Лети, лети, ковер-самолет,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Облети ты все вокруг.
Лишь коснешься ты земли.
Быть, по-моему вели.
Вели оказаться нам в нашей группе.
Женя мы помогли тебе собрать цветик-семицветик. Мы собрали все лепестки.
Женя: Спасибо ребята. Теперь я помогу Вите выздороветь. И он снова будет ходить. А вас я хочу отблагодарить подарить вам раскраски. До свидания ребята.
Женя дарит подарки и уходит.