Наталия Федосова
Проект в младшей группе «Для чего нужна ложка»
▼ Скачать
Тип проекта познавательно - творческий.
Участники проекта воспитатель, дети младшей группы, родители.
Длительность проекта : долгосрочный.
Цель проекта поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.
Задачи проекта :
Публикация «Проект в младшей группе „Для чего нужна ложка“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая);
В процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса);
Совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества;
Активизировать творческую деятельность и игровой опыт детей;
Развивать воображение ребенка, способность фантазировать, обогащать сведения в результате исследовательского опыта.
Ожидаемые результаты:
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:
К 4 годам ребенок:
- знает, для чего нужна ложка;
- видит её отличительные признаки;
- может дать элементарную оценку по внешним признакам;
- проявляет желание украсить силуэт ложки по средствам изобразительной деятельности.
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях;
- ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, детское коллекционирование, создание мини-музеев.
Пояснительная записка
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды, встал вопрос об их назначении, отличительных признаках, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки, что такое ложка. Так начался наш проект.
Почему именно ложка?
Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.
Проект был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.
Этапы работы:
Подготовительный -
Подбор художественной литературы для чтения.
Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.
Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.
Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
Составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.
Проанализировав литературу, мы узнали, что ложки делают из разных материалов. Раньше в основном были деревянные ложки, а сейчас мы пользуемся металлическими. Первые ложки делали своими руками из глины, скорлупы орехов или из древесины яблони, липы, рябины. Деревянные расписные ложки появилась на Руси в 17 веке. На ложках изображали красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птиц, рыб и зверей. Такая роспись называется ХОХЛОМА. Традиционные цвета: черный и красный на золотистом фоне.
Ложка нужна для зачерпывания жидкой и густой пищи. Она состоит из черпачка и ручки. К ложкам относились бережно и хранили их в специальных корзинах - ложечницах. Когда ходили в гости свою ложку брали с собой.
Основной (практический) :
Чтение художественной литературы: Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка».
Дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру, «Из чего ложечка?» (материал, «Для чего и почему?» (по назначению).
Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
Игры-забавы: «Пронеси – не урони!»
Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».
Разучивание лого ритмических упражнений «Ложкари».
Подготовка танца по песне Железновой «Ложки деревенские».
Лепка: «Ложка для Антошки».
Рисование «Красивая ложечка».
Аппликация «Украсим ложку»
Предложила родителям в сотворчестве с детьми смастерить кукол из деревянных ложек для домашнего кукольного театра.
Подбор экспонатов для мини-музея «Ложка», оформление экспозиции.
Заключительный – куклы из ложек – для театра, инсценировка песни «Антошка».
1. Познавательное развитие. «Из чего ложечка?»
Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса).
2. Презентация: «Первая ложка»
Цель: Дать представление детям о том, как и почему появилась ложка и из какого материала была изготовлена.
3. Рисование «Нарядная ложечка»
Цель: Обучение детей украшать ложечку, используя приём - примакивание, рисование кругов и раскрашивание ручки одним цветом.
4. Лепка «Ай-да, ложечка!»
Цель: Обучение детей лепить ложечку, используя приё мы: раскатывание, сплющивание, примазывание, вытягивание.
5. Аппликация «Красивая ложечка»
Цель: Обучение детей украшать силуэт ложки готовыми формами.
6. Дидактические игры и упражнения Тема: «Готовим обед»
Цель: Закрепление названий и назначений посуды для столовой. Формирование основ внимательного отношения друг к другу.
Тема: «Чаепитие»
Цель: Закрепление знаний детей о чайной посуде. Активизация словаря: чашка, чайная ложечка, блюдце, чайник и т. д. Воспитание культуры поведения за столом.
Тема: «Четвертый лишний»
Цель: Развитие логического мышления, обучение рассуждению и умению делать выводы.
Тема: «Кукла обедает»
Цель: Закрепление знаний о столовой посуде, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле. Активизация словаря: столовая ложка, десертная ложка.
Тема: «Для чего и почему?»
Цель: Знать и уметь применять разные предметы посуды, их названия. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам.
Тема: «Угадай предмет по детали»
Цель: Закрепление особенностей внешнего вида посуды, её составные части, уметь по части назвать предмет посуды.
7. Сюжетно-ролевая игра Тема: «Магазин посуды»
Цель: Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, её назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах.
8. Загадки:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот.
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!
Сама не ест,
А людей кормит.
Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!
9. Пословицы:
• Был бы мир пловом, а я — ложкой! (даргинская)
• В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
• Дорога ложка к обеду (русская)
• Каши мало, зато ложка большая (малайская)
• Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
• Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
• Пустая ложка рот царапает (осетинская)
• Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
• Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
• Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
• Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Вместе с воспитателем провели опыты:
1) Деревянная ложка твердая на ощупь, но если нажать на неё металлической ложкой, то останется отпечаток. А если провести деревянной ложкой по металлической, то на ней отпечатка не будет.
Значит дерево мягче, чем металл.
2) Налили в тарелку горячую воду и положили туда наши ложки. Металлическая ложка быстро стала горячей, а деревянная нет. Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.
Поэтому есть деревянной ложкой лучше так, как суп в ней будет быстрей остывать, и мы не обожжемся.
3) Положили ложки в тазик с водой. Деревянная ложка осталась плавать, а металлическая утонула.
Значит деревянная ложка легче металлической.
4) Ударили одной металлической ложкой о другую, а деревянной ложкой о деревянную.
Звонче ударяются металлические ложки, но деревянные издают более мелодичный звук, похожий на звук музыкального инструмента.
стихотворение:
«Ложка» К. Нефедова (отрывок)
Я ложкой люблю, есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой.
Показать детям разные по размеру ложки.
Ребята, что это? (ложки, посуда)
2. Для чего она нам нужна? (кушать суп, кашу и т. д.)
3. А эти ложечки одинаковые? ( разные: большая, поменьше и маленькая)
4. А нужны ли нам эти ложка? (чтоб раскладывать еду по тарелкам, кушать суп и кашу, класть сахар в чай)
5. Вам нравится большая ложка? Почему? (нравится, она большая, блестящая, красивая, украшена цветами и узорами)
6. Эта ложка красивая? Что у неё красивое?
Да, у неё красивая ручка, золотистого цвета и она гладкая, на конце крючок, чтоб можно было повесить. Её приятно держать в руке. А главная часть ложки - черпачок, он украшен красивым узором, внутри и снаружи - цветочки, а по краю ровная ярко-красная полоска. Такую ложку ещё называют поварешкой.
прочитать продолжение стихотворения «Ложка».
На кухне, в гостиной во время застолья
Есть ложки для сахара, перца и соли,
А суп разливают большой поварешкой
Вот только для моря не видел я ложки.
Вот какие красивые эти ложки.
«Из чего сделали ложку?», познавательная деятельность (экспериментирование) во второй младшей группе детского сада
Цель:
Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо).
Ход занятия:
Загадать детям загадку: «Сама не ем, а людей кормлю».
Слышится стук в дверь.
Воспитатель: Кто-то к нам пришел?
Заходит мишка-медведь.
Мишка: Здравствуйте, это я, Миша!
Дети: Здравствуй, Миша!
Воспитатель: А что ты, Мишенька, с собой принес?
Мишка: У меня с собой 3 ложки. Мы с моим другом зайкой никак не могли определить, из чего они сделаны? И решили прийти к вам, ребята, чтоб вы нам помогли это узнать. Вы нам поможете?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть 3 предмета из разного материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит).
- кубик из дерева, он какой? (деревянный)
- кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый)
- магнит из железа, он какой? (железный)
Воспитатель: В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдет.
Опыт 1:
Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а магнит утонул.
Воспитатель: Что вы видите? (ответы детей)
Мишка: Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева! А железо самое тяжелое и оно сразу тонет. А можно также проверить мои ложки?
Воспитатель и дети: Конечно!
Опыт 2:
Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная - утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая - на поверхности воды.
Мишка: Как интересно! Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу это доказать своему другу - зайчику. Мне пора, до свидания!
Мишка уходит.
Воспитатель: Какие мы с вами молодцы, помогли Мишке разобраться. - Ой, а в чем мы помогли, я уже забыла. Подскажите, пожалуйста!
Дети помогают, дают свои ответы о проделанной работе.
Интегрированная НОД «Ложки деревянные»
Цель. Познакомить с ложкой, ее возникновением и использованием; закреплять умение рисовать способом примакивания; обогащать духовную культуру детей через игру на ложках; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Содержание работы. Рассказать детям о ложке (рассматривание ложки). Слушание аудиозаписи «Веселые ложкари». Повторение знакомой пляски «Пальчики-ручки» р. н. м., игр, частушек. Игра на ложках «В ложки бей веселей». «Украсим ложку» (рисование ватными палочками).