Наталья Мацакова
Конспект занятия на тему «Деление слов на слоги. Составление рассказа об осени с использованием опорных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов»
Ориентировано на систему занятий по подготовке детей к обучению грамоте. 1 год обучения (старшая группа) О. М. Ельцова.
Цель: Формирование слоговой структуры слова
Задачи:
-учить делить двусложные слова на слоги, подбирать слова с одним и двумя слогами;
-учить детей определять короткие и длинные слова;
Публикация «Конспект занятия на тему „Деление слов на слоги, Составление рассказа об осени с использованием опорных слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Слог. Слоговая структура речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
-упражнять в придумывании рассказа на определенную тему, используя графическую схему предложений и используя слова-опоры.
-развивать умение чувствовать ритмический рисунок слова.
Оборудование: бумажные полоски для графической схемы предложений, трафареты изображений хлебобулочных изделий, цветные карандаши, предметные картинки на тему : «Всё о хлебе», фишки, бумажные полоски для графического изображения слова.
Ход занятия:
Занятие начинается с чтения стихотворения «Неприличный спор»
автор А. Богдарин
Пироги на печке жили.
Жили были плюшки.
Как-то рядом положили
Их на стол друг к дружке.
И сказали пироги:
-Плюшки, вы для нас враги:
Мы с начинкой, вы – пусты,
Знатны мы, а вы –просты.
Пирогам в ответ сейчас
Прокричали плюшки:
-Сладкий сахар есть у нас,
Кольца-завитушки….
Если кто здесь и враги,
То уж точно –пироги!
Так бы в драку перерос
Спор сей неприличный,
Но решил вопрос закрыть
Каравай пшеничный:
- Пекарь брал муку в ладонь,
Пекарь делал тесто,
В печку ставил на огонь
Всех на то же место,
И ругаться нам нельзя,
Жить давайте в мире:
Мы замешаны, друзья,
На одном кефире!
В результате обсуждения стихотворения, делаем совместный вывод -Что помогает, а что мешает дружбе? (Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.)
-Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других дружить.
-В стихотворении автор будто оживил пироги, плюшки и даже каравай вдруг заговорил. А какое обещающее понятие мы можем подобрать к героям (хлебо-булочные изделия). Какие еще изделия из муки вы знаете?
-мы остановимся на словах хлеб и пирог. Как вы думаете, какое из этих слов длиннее по звучанию, а какое короче. Подставим ладошку к подбородку, сколько раз подбородок коснулся руки? (Пирог-2, хлеб-1, а значит слово пирог длиннее) в слове пирог 2 слога, а в слове хлеб-1.
-Итак мы разделили слова на слоги. Посмотрите на схему слова, фишками мы выложим количество слогов в словах. Слова : хлеб, пирог, бублик, булка, пряник, сушка, торт.
-А теперь, произнесите эти слова ласково, изменится ли теперь количество слогов? (произнесли, посчитали, отобразили на схеме. Вывод детей: их стало больше)
-Молодцы! Хорошо потрудились, теперь отдохнем.
Игра на развитие общей моторики: «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало (присели)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал и росточек подрастал (медленно встают)
К верху и теплу тянулся и красавцем обернулся (покружились)
-Из каких зерен делают муку? Пшеница, овес, рожь. Прохлопав слово овес, мы узнаем сколько в нем слогов. Слово рожь пропрыгаем. Слово пшеница протопаем. (на доске появляется визуальная поддержка в виде изображения колоса и фишек)
-Присаживаемся на свои места. Ребята, в какое время года созревают колоски и хлеборобы собирают урожай? Осень. Прекрасная пора. Предлагаю вам составить рассказ об осени, но предложения, составлять будем соответственно схемам. (схемы предложений, состоящих из двух, трех слов на доске. Слова-опоры : наступила, опадают, дует, дни, идет.)
-Отлично, и с этим заданием справились. Следующее задание требует особой внимательности, небольшая гимнастика нам не помешает. Игра: «Кулак, ребро, ладошка»
- На листочках изображены хлебо-булочные изделия, найдите среди них те, в названии которых два слога и раскрасьте их желтым карандашом.
Итог: наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из звуков, а сегодня мы выяснили, что слова делятся на слоги. Наше занятие подошло к концу. Вы успешно справились со всеми упражнениями. Какое задание вам запомнилось больше всех остальных?