Зера Якубова
Тема: «Чудо дерево».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема “ Чудо дерево”.
Цель: актуализировать знания об изменениях в природе осенью.
Образовательные задачи:
1. Формировать умение различать цвета и оттенки осенней листвы.
2. Прививать интерес к пейзажной живописи.
3. Ознакомить с нетрадиционным способом рисования “пальчиковая живопись”.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение рисовать кистью, используя разные приёмы – широкие и плавные мазки (изображение кроны дерева, сужающиеся линии (ствол дерева, рисование кончиком кисти (тонкие ветви).
2. Способствовать развитию творческой активности.
Публикация «Тема: „Чудо дерево“,» размещена в разделах
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать стремление воплощать поэтические образы в рисунке.
2. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Материал: репродукция картины И. И. Левитана “Золотая осень”; кисти, акварельные краски, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, альбомный лист.
Звуковой ряд: композиция П. И. Чайковского “Грустная песенка”
Ход занятия:
1. Создание позитивного настроения.
Психогимнастика “Дерево”. Цель: создание позитивной атмосферы, развитие пластичности движений.
Воспитатель обращается к детям:
– Станьте рядом со своими стульчиками, держите спину прямо. Сделайте глубокий вдох и закройте глаза. Ощутите свои ноги, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы – деревья, и ваши корни глубоко вросли в землю. Представьте, что на корнях крепко держится ваш ствол, и вы стоите на земле уверенно. Можете расставить руки и представить, что это ветви раскинулись в разные стороны. На ветвях растут листья, которые поглощают солнечный свет. Ветви колышет лёгкий ветерок. Вот ветер становится сильнее и пригибает ветви к земле. Постепенно ветер стихает. Снова светит яркое солнышко, играя лучиками с листвой дерева.
2. Мотивация деятельности.
– Сегодня мы с вами поздороваемся с красавицей – осенью. Внимательно послушайте стихотворение. О каких приметах осени идёт речь?
Приметы осени
Осень подойдёт неслышно, Словно их накроет тень,
Тихо встанет у ворот. Станет пасмурней река.
В огороде листик вишни Третья верная примета:
На дорожку упадёт. Осень бродит близко где – то.
Это первая примета, Ранним утром на поляны
Что от нас уходит лето. Лягут влажные туманы.
А вторая – куст малины А потом, уже не жди,
В нитях белой паутины. Моросящие дожди
Чуть короче станет день, Пеленой затянут просинь,
Потемнеют облака, Значит, наступила осень.
– Дети, назовите приметы осени, о которых говорилось в этом стихотворении.
– Какие приметы осени вы наблюдаете на прогулке?
– При слове “осень” у каждого возникает свой образ ранней или поздней
осени. Ранняя осень – это первые жёлтые листочки на деревьях, поздняя – когда опадает листва и природа замирает, готовясь к холодной зиме. Больше всего мы любим золотую осень, когда кроны деревьев раскрашены всеми оттенками желтого, оранжевого, красного цветов.
– Что напоминает вам земля, покрытая осенней листвой?
– Дети, как бы вы описали осеннее дерево? Все ли деревья осенью выглядят одинаково?
– Какого цвета ствол и ветви дерева?
– Одинаковы ли листья на деревьях? Опишите листочки вашего любимого дерева.
Игра “Угадай, чей листок”
Воспитатель показывает листья разных деревьев, дети угадывают, называя вид дерева.
– А чем еще листья могут отличаться друг от друга? (Цветом.)
– Какие цвета осенней листвы вы можете назвать? (Зеленый, желтый, красный, оранжевый.)
Детям предлагается рассмотреть картину И. Левитана “Золотая осень”.
– В историю живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего, как пейзажист, создатель так называемого “пейзажа настроения”. Художник умел очень тонко передать разнообразие состояний природы, дать ощутить всю прелесть окружающего мира.
– Какое время года изображено на картине И. Левитана? Что на это указывает?
– На картине мы видим березовую рощу в медно – золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бледно – жёлтые березки и две осоки с почти опавшей листвой. Вдалеке виднеются красноватые ветви кустарника. Земля покрыта желтой увядшей травой. А на правом берегу реки – еще зеленые вербы, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких построек, леса, полей, засеянных озимой пшеницей. Пейзаж “Золотая осень” изображает самое лирическое время года.
– Какое настроение вызывает у вас эта картина?
3. Изобразительная деятельность.
– Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем рисовать, нужно отгадать загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Осеннее дерево.)
Физкультминутка
Дети становятся парами или в круг и выполняют движения в соответствии со строками стихотворения.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья мы сложим назад.
После окончания физкультминутки воспитатель продолжает беседу с детьми.
– Кто же меняет деревьям “рубашки”? Это осень – художница. Нарисуем и мы дерево в осенней одежде.
Воспитатель напоминает, как рисовать дерево.
1) Рисование ствола дерева.
- Вспомним и назовем части дерева. (Воспитатель показывает на рисунке.)
У каждого дерева своя высота. Итак, обозначаем высоту нашего дерева. Вот такое оно будет.
– Чтобы нарисовать ствол, какие краски нужно взять? (Коричневую или светло-коричневую.)
– Дети, ствол дерева везде одинаковый? Конечно, сверху он тоненький, внизу толще. Итак, рисую ствол.
– Теперь нужно нарисовать ветви. Помним, что по длине и толщине они разные. Рисую кончиком кисточки от основного ствола ветви.
– Кончиком кисточки рисую куст, состоящий из нескольких веточек.
– Для изображения березы я смешиваю белую краску со светло-розовой. Рисую ствол березы и сверху вниз кончиком кисточки провожу линии- ветви. Дорисовываю на стволе мелкие черточки краской черного цвета.
2) Рисование кроны деревьев в технике пуантилизм.
– Теперь нужно нарисовать листву. Используем для этого технику пуантилизм. В переводе с французского языка слово “пуанте” означает “точка. ” В живописи пуантилизмом называется способ рисования разноцветными точками или мазками. Будем рисовать указательным пальцем. Чередуя точки желтого, оранжевого, красного цветов можно изобразить разноцветную, яркую осень. Рисуем такими точками кроны деревьев.
3) Изображение осеннего ковра из листьев.
– Используя технику пуантилизм, рисуем точками разноцветные листочки, упавшие на землю.
Далее воспитатель предлагает изобразить осенние деревья, особенно понравившиеся во время прогулки. Педагог уточняет, что для работы лист можно расположить так, как удобно: горизонтально или вертикально.
Работу дети выполняют под композицию П. И. Чайковского “Грустная песенка. ”
4. Просмотр и обсуждение детских работ.
После окончания работы проводится выставка работ. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки, отмечает, что каждый рисунок передает особое настроение осени. Можно предложить детям рассказать, какие деревья они рисовали, что особенного в этих деревьях осенью.