Валентина Сметанина
«Что знал подсвечник». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Что знал подсвечник
Цель:
эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и
детей друг с другом на занятии, совершенствование всех сторон развития
речи.
Задачи:
- развивать связную речь, навыки речевого общения, вовлекать детей в
содержательное общение, диалог;
- учить рассуждать, побуждать высказывать предположения;
- продолжать работу над смысловой стороной речи, развивать речевое
творчество;
- уточнить знания детей о словесном составе предложения, слоговом и
звуковом составе слова;
Темочки:
- вызвать интерес к письменной речи; упражнять в составлении схем
предложения, определять место слова в предложении;
- уточнить значение многозначных слов «ходит», «спустилась»;
- упражнять в подборе слов - наоборот (антонимы, родственных слов, слов -
признаков;
- воспитывать умение работать в команде, договариваться, слушать и не
перебивать других, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Материалы, оборудование:
2 мольберта, подсвечник, «сюрпризная» коробка, мяч, колокольчик,
карманный фонарик, карточки с текстом пословиц, карточки с кроссвордом,
листы бумаги для составления предложений по схеме.
Предварительная работа:
Разговор с детьми по теме «Как люди раньше освещали свое жилище, как
теперь». Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников по созданию и
оформлению тематической выставки «От лучины до лампы».
Ознакомление с материалами тематической выставки «От лучины до
лампы».
Создание книжки-самоделки «Все-таки есть вокруг волшебство» (стихи,
загадки, рисунки детей).
Воспитатель (В.) (показывает детям «сюрпризную» коробку)
Ребята, чтобы отгадать, что лежит в нашей «сюрпризной» коробочке, вы
можете задавать мне вопросы?
Дети задают вопросы. (Какой формы этот предмет? Из какого материала
он сделан? Что с ним можно делать? Для чего он нужен? и т. п.)
В. Правильно, это мяч. Предлагаю с ним поиграть в игру «Подскажи
словечко». Вставайте в круг: я буду вам бросать мяч по очереди и говорить
задание, а тот, кому я его брошу, будет отвечать.
Назови
слово наоборот - ГОРЯЧИЙ -, СВЕТЛЫЙ -, БЛИЗКО-, НОЧЬ
-…;
первый звук в слове ЛУНА; последний звук в слове СВЕТ; назови по
порядку все звуки в слове ДОМ, МИР, БРА;
сколько слогов в слове СВЕЧА, ЛАМПА;
а теперь я буду называть слово - действие, а вы слово, которое
обозначает, кто или что это делает:
СВЕТИТ. (лампа, еще что, солнце, ГОРИТ (огонь, еще что…
свеча, СВЕРКАЕТ… ДУЕТ….ИДЕТ…;
В. Ребята, я вам еще кое-что принесла в сюрпризной коробочке.
Кнопкой ты его включи.
Желтым он пятном в ночи
Вспыхнет. А на свет комарик
Прилетит: «Привет, …. Фонарик
Достает фонарик. Как вы думаете, для чего он нужен? (Ответы детей)
В. Ой, он не включается, не светит. Без света – это не фонарь, а бесполезная
вещь.
На мольбертах две пословицы, давайте их прочитаем:
«Неученая голова - что фонарь без огня»,
«Мир освещается солнцем, а голова знанием».
Я предлагаю разделиться на две команды поровну. Для каждой команды
задание. Надо еще раз прочитать пословицу, вместе обсудить смысл
пословицы, подумать, как вы ее понимаете? Справиться с заданием помогут
дружба, умение высказывать свое мнение, договариваться, прислушиваться и
помогать друг другу.
Как будете готовы, найдете смысл пословицы, дайте сигнал: позвоните в
колокольчик.
(работа детей в командах)
В. Договоритесь в кругу дружбы, кто будет отвечать от каждой команды? …
Дети по очереди высказывают свои суждения, размышления. Воспитатель с
помощью вопросов подводит рассуждения детей к итогу:
Голова пустая, без знаний похожа на фонарь, который не светит, не приносит
пользы. Поэтому говорят: «Неученая голова - что фонарь без огня».
Когда человек думает, у него даже глаза светятся, много знающего человека,
называют просвещённым. Главное для жизни на земле – свет и тепло солнца,
а для жизни человека – знания. Поэтому говорят: «Мир освещается солнцем,
а голова знанием».
С каким сложным заданием вы справились, значит, у вас светлые головы и
вместе вы справитесь еще с одним заданием.
В. (убирает пословицы и вывешивает на мольберты кроссворды для команд)
Это задача-головоломка, кроссворд *, в пустые клетки надо вписать буквы,
чтобы получились слова – отгадки к загадкам.
Слушаем внимательно загадку
1. Горит, а не жжет, висит, и свет дает, про нее говорят: висит груша –
нельзя скушать, что это? (лампа)
слово - отгадка с цифрой 1 – ЛАМПА, сколько букв в этом слове?
(пять, какая четвертая буква? (П).
Аккуратно впишите по буквам это слово.
2. Спутница Земли, планета. Круглолица и бледна. Ярко светит нежным
светом с неба темного …. ЛУНА – отгадка под цифрой 2- напишите все
буквы (один пишет, остальные проверяют).
3. Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает …. СВЕЧА
Вы нашли, куда будете вписывать третью отгадку, на какую букву это
слово? (С)
4. С помощью этого предмета в старину освещали дома…. ЛУЧИНА.
Все пустые клетки кроссворда вы заполнили. Молодцы, справились с
заданием. А какое слово в кроссворде самое длинное? Можете его
прочитать?
Правильно, подсвечник.
Для выполнения следующего задания, предлагаю подойти к столам, на
которых лежат фломастеры, чистые листы бумаги.
В. Задание: надо составить любое предложение со словом ПОДСВЕЧНИК.
Записать схему вашего предложения, поместить его на мольберте и
прочитать ( индивидуальные вопросы малоактивным детям: сколько слов в
твоем предложении? какое первое слово? каким станет твое предложение,
если поменять первое и второе слово).
Ребята, я не знаю загадку и не придумала предложение про подсвечник, но
могу прочитать вам стихотворение Г. Горбовского «Что знал подсвечник».
(Зачитывает детям стихотворение Г. Горбовского «Что знал подсвечник»)
Я старый подсвечник.
А вы - ротозеи,
вы мимо меня
прошагали в музее.
Сто пятнадцать лет назад,
Или чуть поменьше
(ты тогда и в детский сад
не ходил, конечно,-
жил на свете
тихий дед
с добрыми глазами,
дед по имени – Поэт,
шевелил усами.
За столом,
где он молчал,
возле тёплой печки,
полыхали по ночам
восковые свечки.
Написал Поэт стишок,
вся бумага в пятнах.
Получилось хорошо,
только непонятно:
«Ходит дождик по дороге…»
(У дождя нашёл он – ноги)
«Ночь спустилась…»
(Ну и шутит!
Или ночь – на парашюте)
«Вышла бледная луна…»
(Может, пудриться она)
«Ветер гладит всё вокруг…»
(Знать, у ветра есть утюг)
…Написал Поэт… Зевнул.
Лёг на лавку
и уснул.
…А старый подсвечник
в музейном окне
всю ночь улыбался
старушке луне…
Воспитатель: Я вижу, вам понравилось стихотворение. Хотите, я еще раз
прочитаю, а вы постарайтесь запомнить, каким словам поэта удивился
подсвечник.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Что было непонятно подсвечнику?
- Что подумал подсвечник о дожде? («У дождя нашел он – ноги»)
- Что подумал подсвечник о ночи? («Ночь – на парашюте?»)
- Как вы понимаете выражение «ночь спустилась»? (Выслушивает ответы
детей)
- А как вы понимаете предложение «Вышла бледная луна?».
- А кто такие ротозеи? (предположения детей)
Воспитатель помогает: РОТОЗЕЕМ называют рассеянного,
невнимательного человека. ( Образовано сложением двух основ: рот и
утраченного зей от зиять. Буквально – тот, кто разевает рот. Тот, кто
любит смотреть на кого-либо из праздного любопытства.)
В. «Ходит дождик по дороге…» А как еще можно сказать о дождике? Что он
еще может делать? (капать поливать, моросить).
- А если дождик очень сильно льет? Как можно сказать? (льёт как из ведра)
- А какой бывает дождик? (сильный, грустный, веселый, громкий, тихий,
спокойный и т. д.).
- А стихотворение, которое я вам прочитала какое? (смешное, весёлое).
Дождик веселый, а стихотворение …. веселое. Чувствуете, как изменилось
слово ВЕСЕЛЫЙ, ВЕСЕЛОЕ.
- А о ком или о чем можно еще сказать веселый? А веселая? (Выслушивает
ответы детей).
- А настроение у вас, какое? (веселое)
В. Ребята, о каком предмете я читала вам стихотворение? (Подсвечник).
У меня к вам просьба, поищите загадку про подсвечник, может быть, ваши
родители знают, знакомые. Мы добавим его в нашу книжку загадок.
А еще давайте сочиним забавные истории про все предметы нашей
выставки, а ваши родители или мы воспитатели их запишем?
В. Ребята, я предлагаю подарить нашим гостям добрые и ласковые слова,
наши веселые улыбки:
….Пусть у вас всегда будет хорошее и веселое настроение… (Дети
улыбаются и вежливо прощаются с гостями, используя слова: До свидания!
Спасибо, что вы к нам пришли! Всего вам доброго! Приходите к нам еще!
Мы были рады вас видеть).