Алена Черногородова
Совместная непосредственно-образовательная деятельность «Белокурая берёза — символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная непосредственно-образовательная
деятельность
Подготовительная к школе группа.
Тема: «Белокурая берёза – символ Родины моей».
Выполнила:
Черногородова Алена Владимировна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Малыш»
Омская область Большеуковский район
с. Большие Уки
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
-продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы)
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
Познание, Коммуникация, Социализация.
Индивидуальная работа: Совместные действия с Настей Б. по умению определять возраст дерева по его спилам.
Материал к непосредственно-образовательной деятельности :
Макет дерева без веток, картина о природе нашего художника-земляка
Панасова С. С., мультимедийный проектор, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев,спилы берёзы,изделия из бересты макеты деревьев для оформления, подарки для детей-оберёги изготовленные из бересты.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Мотивация к деятельности :
Дети входят в группу и встают в полукруг.
1) - Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда – его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем? (Содержание письма. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.
Что же делать ребята?
- Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовичок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.
- Вы готовы, ребята?
-и вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса).(слайд2)Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек. (лист бумаги с нарисованным стволом)
- Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите ребята вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)
Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И. Прокофьев
Люблю березку русскую,
то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красными застежками,
с зелеными сережками.
Ребята, а где можно встретить, увидеть березку (в лесу, на поляне, около дома и т. д)Слайд№3
Как называется лес где растут одни березы (березовая роща)Слайд№3
Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы. Слайд№4
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).
Зимой – на веточках лежит белый снег. Слайд№5
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки. слайд№6
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой. слайд№7
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).слайд№8
На территории садика посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они. действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. Посмотрите ребята картину большеуковского художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица –березка. За свою красоту береза стала символом России.
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста)
Воспитатель: Ребята,что это? Это кора берёзы,которую называют берестой. (Слайд №9) Почему берёзу называют белоствольной. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре она заменяла бумагу. (Слайд№10) В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (показ изделий) (Слайд№11)
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Проводится опыт «У кого прочнее»
Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы) Ребята давайте вернемся, мы к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?
Дети: Да. Нашли кору от березы?
Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием. (Рассказать о пользе березы (Ответы детей)
Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. (Слайд№12)Сережки березы служат кормом для птиц. (Слайд№12)Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. (слайд№12)
Проводится игра «Найди лист березы»(рассыпаны листья разных деревьев дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку) (Cлайд№13)
На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. (провести опыт с заваривание чаги).(Слайд№14) Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок (Слайд№14). Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы (ответы детей)
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойства березы, выполнили?
Воспитатель: Мы тогда мы прикрепляем веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березки.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием. (Вырастить дерево и определить сколько лет ему)
Игра «Вырасти дерево» (Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки)
Игра «Определи возраст березе» (дерево растет, и у него растут все его части.
Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло
Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если нет - то кольцо узкое) Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
^ Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель : попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.
(дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам)
Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием?
Дети: Да. Мы вырастили березку, посчитали сколько ей лет
Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит,что мы еще должны сделать для неё.
Ответы детей. Прикрепить листочки.
Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь ее.
Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что мы помогли расколдовать березку она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.