Елена Котова
Организация, подготовка и проведение праздников в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация, подготовка и проведение праздников в МБДОУ».
Задачи
- вызвать положительный эмоциональный настрой;
- сформировать представления о праздничной культуре;
- познакомить с традициями;
- приобщить к общечеловеческим ценностям;
Праздник является одной из самых ярких форм организации музыкальной деятельности детей. Главное, чтобы в процессе подготовки и проведения праздника ребёнок не был пассивным наблюдателем и слушателем, а с желанием участвовал в играх, танцах, инсценировках, принимал активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Только тогда будут обеспечены необходимые условия для социализации ребёнка, формирования активной позиции и приобщению к человеческой культуре, сохранения традиций и обычаев русского народа. У ребёнка постепенно формируются навыки и умения в организации праздничного веселья, складывается культура проведения праздника. В истории России праздник всегда носил определённый символический смысл, определённое содержание, которое проявлялось в различных ритуалах, обрядовых действиях. В течение многих веков определённые традиции, связанные с проведением праздников передавались из поколения в поколение.
Публикация «Организация, подготовка и проведение праздников в МБДОУ» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В настоящее время в детском саду отмечаются праздники :
• государственно - гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ; (ФОТО)
• международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
• народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
• бытовые и семейные: день рожденья, выпуск детей в школу; (ФОТО)
• тематические (календарные) : Осенний праздник, праздник Весны.
– Подготовка к празднику.
1. Специально подобранный репертуар помогает раскрыть основную идею праздника;
2. Составление сценария совместно с педагогическим коллективом;
3. Предварительное знакомство детей с темой праздника;
4. Оформление зала, детского подарка (сюрприза);
5. Элементы театральных детских и взрослых костюмов;
В основе каждого праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребёнка. Эта идея должна проходить через всё содержание праздника. Раскрытию её служат песни, стихи, музыка, пляски, инсценировки. Музыкальный руководитель подбирает танцы, песни, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Сценарий праздника обсуждается с воспитателями, затем на педагогическом совете коллектива детского сада и утверждается заведующим.
Перед каждым праздником рекомендуется устраивать с детьми беседы на соответствующую тему: показывать сюжетные картинки, рисунки детей, рассказывать о времени года, читать стихотворения.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.
Репертуар.
- три источника музыкального искусства: народной, классической и современной музыки (или ориентация на один из них)
- высокохудожественные музыкальные и поэтические произведения, привлекательные для детей, побуждающие к сопереживанию;
- доступный по возрасту, индивидуальным возможностям каждого ребенка, в том числе и диагностических особенностей детей групп компенсирующей направленности;
- гуманистическая направленность содержания;
- наличие всех видов детской музыкальной деятельности;
Идея праздника будет донесена до каждого ребёнка если она раскрывается на доступном детям художественном материале с учётом их возрастных и индивидуальных способностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара, который подчинён сюжету праздника.
Составление сценария.
1. Актуальность воспитательной идеи для детей;
2. Наличие завязки (предварительный интерес);
2. Начало праздника (яркое, торжественное);
3. Развитие основного хода действия (отражение основной идеи праздника, эмоциональный подъем по возрастающей, чередование активной и пассивной деятельности детей);
4. Кульминация;
5. Финал праздника (сюрприз - вручение подарков);
В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив детского сада. Но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателю возрастной группы. Очень важно, чтобы ведущий, педагоги специалисты, воспитатели, персонажи свободно владели сценарием праздника, успех которого зависит от качества взаимодействия всех участников праздника. Для этого сценарий обсуждается совместно с музыкальным руководителем, воспитателями, педагогами специалистами и вносятся изменения и коррективы появившиеся во время работы. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности, участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделка атрибутов, а также проводится выбор персонажей.
Большую роль в процессе подготовки к празднику играет изобразительная деятельность – праздничное оформление зала, которое меняется в зависимости от содержания самого праздника. Особое внимание желательно обратить на оформление вестибюля, уголков для родителей. Здесь помещаются поздравления, теплые пожелания, советы, как провести праздничный день с ребенком, какие книги ему читать на данную тематику, какие стихи выучить, какие подарки-самоделки приготовить вместе с детьми для родных и близких и т. д. Рядом можно разместить выставку детских работ: рисунки, поделки из природного материала, оригами.
Важное место в эмоциональном настрое ребёнка занимает костюм. Поэтому фантазии в его изготовлении не ограничены. Главное требование – удобство и эстетичность.
Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему - это лицо, которое руководит праздником. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, подбодрить застенчивых доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
От подготовленности взрослых, от их организованности и заинтересованности во многом зависят удачное проведение праздника и хорошее настроение детей.
Оформление.
Должно:
- отвечать содержанию праздника;
- создавать радостное настроение;
- предвосхищать события, вызывать интерес к ним;
- быть художественным, развивать художественно-эстетический вкус, понятным для ребёнка;
Большое значение имеет оформление зала, декорации, световые и звуковые эффекты. Оно должно соответствовать следующим требованиям:
-безопасность;
-соответствие теме и идее сценария, возрастным возможностям детей;
-эстетичность, мобильность.
- Для оформления используем:
-плоскостные модели (рисунки, аппликации т. д.);
-объемные декорации (деревья, гирлянды, домики и т. д.) ;
-драпировки из тканей разных цветов и фактуры,
-украшения из воздушных шаров,
-детские работы.
Атрибуты, костюмы для игр, танцев могут естественно вписываться в оформление зала.
Взаимодействие ведётся в 3-х направлениях.
Подготовка и проведение праздника в детском саду долгая, кропотливая и сложная работа, требующая совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и детей. Важно, чтобы организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребёнок получил удовольствие от участия в нём. При проведении любого праздника самое главное – чтобы ни один ребёнок не оказался безучастным, незадействованным, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.
Взрослые должны учитывать индивидуальные особенности детей и активизировать их в продуктивной деятельности, предоставить тем самым возможность принимать активное участие детей в оформлении зала, группы и других помещений де Праздник получится наиболее ярким и интересным, если родители не только принимают непосредственное участие, но и проявляют активный интерес к организации и проведению праздника для этого они изучают полезную информацию в файловых папках где записаны тексты и записи песен, музыки к танцам. Это помогает внимательным родителям вовремя заметить и отреагировать на возникающий у ребёнка интерес, постарается сохранить его и развить. В итоге ребёнок с радостью будет показывать родителям, гостям, любимым игрушкам очередное представление, демонстрируя своё умение.
До начала праздника полезно сделать небольшое сообщение для собравшихся в зале родителей, цель которого настроить их на восприятие праздника, установить контакт между взрослыми и детьми. Можно высказать свои пожелание о том, как надо вести себя на празднике, поддерживать детей улыбками, ласковыми взглядами, аплодисментами, но не отвлекать их своими репликами. Участие родителей в празднике стимулирует их ребёнка к активности. Особенно это нужно делать тем родителям, чьи дети стеснительны, неуверенны в себе, теряются перед большим количеством зрителей. Благодаря активности родителей, которые могут спеть и потанцевать, прочитать сказку, стихотворение, подготовить костюмы для выступлений, принять участие в спектакле, происходит эмоциональный подъем, который несет детям счастье и радость.
Проведение праздника.
1. Создание праздничной атмосферы;
2. Использование световых и шумовых спецэффектов;
3. Обеспечение взаимопонимания между всеми участниками;
Вот и наступил долгожданный день праздника, который должен ощущаться детьми и родителями с самого входа в детский сад. Празднично оформленные помещения, нарядная одежда взрослых и детей, приветливые педагоги, воспитатели. Костюмы заранее разложены, праздничные атрибуты приготовлены, во всём ощущается праздничная атмосфера.
Праздник – это кульминация всей подготовительной работы, включающей яркие сюрпризные моменты, цветовые и шумовые эффекты, участие родителей, детей – школьников и конечно же – угощения!
Важно обеспечить каждому участнику эмоциональный комфорт. Детям должно быть хорошо, уютно, весело.
соответствующей тематике праздника.