Лучший педагог года

Развитие связной речи посредством театра

Татьяна Грязнова
Развитие связной речи посредством театра
▼ Скачать + Заказать документы

Разрешите представиться, Грязнова Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 23». Имею первую квалификационную категорию. Общий педагогический стаж работы – 24 лет.

Тема презентации

Я представляю Вашему вниманию компьютерную презентацию на тему: «Развитие связной речи детей 4 года жизни через театр». По утверждению К. С. Станиславского, театр это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность.

Публикация «Развитие связной речи посредством театра» размещена в разделах

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности, которые обозначены в Федеральном Законе «Об образовании в РФ».

-Проблемы развития речи отражены в работах Феликса Алексеевича Сохина, Майи Ивановны Лисиной, Даниила Борисовича Эльконина и других авторов.

-Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах Анны Михайловны Леушиной, Елизаветы Ивановны Тихеевой, Александры Платоновны Усовой.

-Проблемы содержания и методов обучения связной речи в детском саду плодотворно разрабатывались Валентиной Викторовной Гербовой, Оксаной Семёновной Ушаковой.

Ознакомившись с научно-методической литературой, публикациями в интернет-ресурсах, с педагогическим опытом коллег, сделала вывод о том, что, эффективным стимулирующим средством развития связной речи детей является использование различных видов театра.

Актуальность личного вклада в развитие образования

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что отрицательно отражается на последующем развитии ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. К тому же у детей четвертого года жизни не достаточно сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий. Поэтому нами была предпринята попытка разработать последовательное обучение детей рассказыванию посредством театра, что способствует их эмоциональному раскрепощению и формирует интерес к живому общению.

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Немало исследований в педагогике посвящено методике развития речи детей дошкольного возраста. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, подходы, методические принципы, которые использовала в своей работе.

Подходы:

- Личностно ориентированный – индивидуализация, внимание каждому ребенку (у каждого свой темп и ритм освоения новых умений)

- Деятельностный (развитие личности происходит в деятельности – по этапам)

- Системный (речь – системное образование, работая над одной стороной, создаются возможности для развития всех сторон речи; системное видение работы с детьми в рамках целостного ОП; единство влияния на развитие ребенка всех участников образовательных отношений)

- Технологический (ориентация на результат, алгоритмичность обучения детей, современных образовательных технологий)

Принципы:

-. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

-. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

-. Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

-. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности.

-. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

-. Принцип обеспечения активной речевой практики. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

-. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи : педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.

Цель и задачи педагогической деятельности

Учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, были сформулированы цель и задачи работы, которые представлены на слайде.

Основной задачей для себя выделила: развитие коммуникативности, инициативности детей, а так же обогащение развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями.

Ведущая педагогическая идея

Чтобы воплотить идею в жизнь необходимо:

-внедрение новых педагогических технологий в работе;

-создание благоприятной атмосферы для работы с детьми.

-творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;

-постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования.

Опыт работы формировался постепенно и проходил в 4 этапа:

1. ПОДГОТВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь 2018). Работа с литературой, исследование развития связной речи детей.

2. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ (октябрь 2018). Составление плана работы с детьми. Пополнение и модернизация развивающей предметно – пространственной среды.

3. РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ (ноябрь 2018 – апрель 2019). Работа с детьми и родителями в соответствии с планом.

4. ИТОГОВЫЙ (май 2019 г.) . Оценка эффективности проведенной работы.

Новизной опыта является создание плана совместной родительско-педагогической работы, направленной на развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста через театр.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Первый этап-подготовительный

На 1 этапе в процессе изучения речевого развития детей использовалось пособие Юлии Александровны Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности: Изучение индивидуального развития детей». Определены следующие мониторинговые показатели: более 50 % детей испытывали трудности в рассказывании содержания произведения, при составлении описательного рассказа нуждались в помощи взрослого, не могли назвать любимую сказку, прочитать наизусть стихотворение,потешку, при драматизации нарушали последовательность и связность отдельных эпизодов, часто неправильно отвечали на вопросы по тексту.

Результаты анкетирования родителей позволили выделить ряд проблем, которые тормозят процесс развития связной речи детей. Ответы показали, что многи родители не знают нормы речевого развития детей данного возраста, затрудняются в подборе книг для детей с учетом их возрастных особенностей, родители мало читают детям.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Первый этап-подготовительный

Анализируя психолого-педагогическую литературу, передовой педагогический опыт и значимость использования театра, определила алгоритм работы по пересказу, приёмы обучения пересказу. Они представлены на слайде.

Цель и задачи работы с детьми.

Цель работы с детьми: развитие связной речи посредством разных видов театра. Для этого им необходимы определённые знания, умения и навыки, которые вы можете видеть на слайде.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Второй этап – проектировочный.

Была намечена последовательность работы по развитию связной речи детей посредством театра, которая отражена в перспективном плане.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Второй этап – проектировочный.

Создание развивающей предметно – пространственной среды – важное условие развития связной речи детей дошкольного возраста. В группе оформлен уголок театрализованной деятельности (уголок ряжения, уголок по речевому развитию, книжный уголок, где детям удобно знакомится с книжной библиотекой, использовать пособия для пересказа, разворачивать драматизации с использованием разных видов театра.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Третий этап – реализационный.

Прежде, чем приступить к 3 – реализационному этапу, начала свою работу с пересказа уже знакомых детям сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д. В ноябре перешла к реализационному этапу. На одном из занятий вспомнили вместе с детьми русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Сказка для детей была новая, но для некоторых детей знакомая. В книжном уголке поместила книжку и отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытались рассказать, что изображено на картинках. На следующем занятии сказка «Заюшкина избушка» была прочитана ещё раз с установкой на пересказ. Для пересказа была взята не вся сказка, а лишь отрывок, который больше всего заинтересовал детей («Как Петух прогнал Лису»). Для того, чтобы ничего не перепутать и не пропустить, детям были предложены книжки и иллюстрации к сказке, которые не давали забыть последовательность. В основном дети справлялись с пересказом отрывка, старались полно передавать содержание текста и образные сравнения.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Третий этап – реализационный.

В декабре для показа тетра «би-ба-бо» была взята сказка «Теремок», что позволило детям понять логику сказки. Посредством куклы одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях,тревогах и радостях, посколько полностью отождествляют себя (свою руку)с куклой,используя куклы би-ба-бо,невозможно играть молча Дети заинтересовались показом театра по мотивам любимых сказок. В январе была взята для показа сказка «Три медведя». При чтении сказки с установкой на пересказ выставлялись иллюстрации в определённой последовательности. Такое наглядное подкрепление позволило детям легко запомнить содержание прочитанного. Для более глубокого осмысления текста и его последовательности, детям было предложено воспроизвести сказку, используя театральные маски.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Третий этап – реализационный.

Затем на фланелеграфе в свободном порядке были выложены фигурки героев знакомых сказок. Дети вспоминали и называли персонажей, воспроизводили действия героев, обыгрывали сказку, используя театр на фланелеграфе и выкладывали их в определённой последовательности. Такой план помогает ребёнку соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует успешному и эффективному развитию речи.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Третий этап – реализационный.

Опыт, приобретённый при обыгрывании сказок, находит применение не только на занятиях, но и в ходе режимных моментов. У детей постепенно пополняется запас действий с фигурками театра, которые они свободно используют в ситуациях повседневного речевого общения со взрослыми и сверстниками. В утренние и вечерние часы дети с удовольствием проигрывают любимые сказки, используя различные виды театра.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Третий этап – реализационный.

Используя различные виды театра, пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, дети с удовольствием принимали участие в обыгрывании сказок с помощью настольного театра, который учит координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. А самое главное, что дети проявляли инициативу рассказывать и показывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Третий этап – реализационный.

Развитию связной речи способствует самостоятельная деятельность детей. Для закрепления навыков показа, дети с огромным восторгом драматизировали отдельные кусочки сказок. Игры-драматизации развивают у детей выразительность речи движений, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские качества. Повышают игровую активность детей. Совершенствуется внимание, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность. В играх–драматизациях участвуют все дети, даже самые застенчивые. Драматизация, такой вид театра, который максимально способствует развитию речевого общения детей.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования. Третий этап – реализационный.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для привлечения внимания родителей к проблеме развития речи детей был составлен план партнерского взаимодействия. Родители принимали участие в инсценировке сказки «Теремок», мастер-классе по изготовлению театральных масок, оказывали помощь в оформлении развивающей предметно-пространственной среды (пополнение книжного уголка).

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны.

Мною изготовлены:

-Пальчиковый театр на липучках

-Театральные маски на совместном мастер-классе с родителями

-Атрибуты для уголка театрализованной деятельности

Разработаны конспекты занятий по речевому развитию посредством театра.

Проведено родительское собрание: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»

Консультация: «Развиваем речь детей. Поиграем в сказку»

Памятка: «Театр и дети»

Буклет: «Возрастные нормы речевого развития детей»

Провела День открытых дверей с привлечением родителей к показу сказки «Теремок».

Результативность профессиональной деятельности

и достигнутые эффекты.

Результаты первоначальной и повторной диагностики в младшей группе по развитию связной речи, для сравнения представлено на слайде.

Мониторинговые показатели свидетельствуют о результативной работе:

- Дети научились рассказывать о содержании сюжета художественного произведения, составляют описательный рассказ с помощью взрослого.

-Увеличилось количество детей, которые могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение.

-Драматизируют, инсценируют с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Транслируемость практических достижений воспитанников в конкурсах различного уровня

Стараюсь всячески поощрять успехи детей, при использовании разных видов театра,это придаёт им уверенности в своих силах. Именно поэтому мои воспитанники принимали участние в городских мероприятиях, таких как «Солнышко в ладошке», «Я уже артист, «Театральные таланты», в городском конкурсе рукотворной книги «Родное слово».

В 2014 году приняла участие в городском конкурсе «Профи – 2014» среди педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, подведомственных управлению детских дошкольных учреждений Администрации г. Дзержинска, в 2019 г. – в семинаре Н. М. Метеновой «инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС».

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Свой педагогический опыт представила:

-Проведением консультаций и родительских собраний

-Изготовлением памяток

-Участием в педагогических советах ДОО с показом презентаций.

-Участием в городском методическом объединении.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Так же опыт представлен публикациями на сайте kopilkaurokov.ru, на Международном образовательном портале МААМ. RU., сетевом сообществе nsportal.ru, во всероссийском издании «Слово педагога», в электронном сборнике Всероссийских конференций журнала «Педагог», «Альманах».

Литература

В своей работе использовала следующие учебные материалы, которые представлены на слайде. Так же использовала дополнительную методическую литературу, электронный ресурс.

Спасибо за внимание!

Он по бору проходил,

Елки в бусы нарядил,

В эту ночь под новый год,

Он ребятам их снесет

С новым годом, с новым годом!

Здравствуй дедушка Мороз

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес!

Новый год слетает с неба?

Или из лесу идет?

Или из сугроба снега

К нам приходит Новый год?

Он наверное жил снежинкой

На какой-нибудь звезде

Или прятался пушинкой

У мороза в бороде

Но всегда бывает чудо,

на часах 12 бьет,

И неведомо откуда

К нам приходит Новый год!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи посредством театра
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 18:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи посредством театра» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Грязнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД