Михайлова Наталия
Технология «Виммельбух» для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ к презентации «Виммельбух в ДОУ»
Подготовили воспитатели ГБДОУ № 49 Колпинского р-на г. Санкт-Петербурга:
Михайлова Н. А., Ягодина А. А.
Цель: ознакомить педагогов с технологией «Виммельбух» как средством развития речи до-школьников.
Задачи:
• познакомить педагогов с детским книжным жанром «Виммельбух»;
• раскрыть основные виды книг-виммельбухов;
Публикация «Технология „Виммельбух“ для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Виммельбух - книги. Технология «Виммельбух»
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
• показать авторские технологии использования многосюжетных страниц книг-виммельбухов для организации образовательного процесса в ДОУ;
• подвести к пониманию задач, которые помогают решить книги-виммельбухи в развитии речи дошкольников.
1 СЛАЙД
Вводная часть: «Что такое виммельбух?»
Сегодня мы поговорим об очень непривычной для русского читателя истории – это книги без текста или почти без текста, которые становятся все популярнее во всем мире.
2 СЛАЙД
Хотя это совсем и не новинка, и надо сказать, что в 20-30 годы, когда русское издание пережи-вало взлёт, в новом государстве создавалась новая детская литература, и лучшие умы над этим работали, были прекрасные детские журналы и авангардистские детские книжки. Также появ-лялось много книг без слов и комиксы. Тогда книжки без слов были новаторством. И это вос-хищало весь мир в русской книжной культуре.
Позже и в 60-80-е годы появлялись книги, в которых мастерство художника и его умение рас-сказать историю только визуальным языком тоже высоко ценилось.
3 СЛАЙД
К примеру, историю мультфильмов. Есть прекрасные аниматоры, которые создавали свою ис-торию с минимальным текстом или без слов. Зритель видит историю и понимает её сам без единого слова. Например, серия мультфильмов по музыкальным произведениям П. И. Чайков-ского, Д. Д. Шостаковича («Прогулка» «Танцы кукол», которые создала сценарист и режис-сер Инесса Ковалевская.
4 СЛАЙД
Или мультфильмы знаменитого советского режиссёра-мультипликатора Бориса Петровича Дё жкина: «Снежные дорожки», «Шайбу! Шайбу!» и другие.
И книжки - это такой универсальный инструмент, который помогает общаться людям разных культур и возрастов. Иногда очень важно, чтобы в книге не было текста, потому что это свобода для ребёнка, который ещё не умеет читать, но уже хочет сам общаться с книжкой. Традицион-ная история про постоянное «мама, почитай!» ставит ребёнка в постоянную зависимость от своих родителей. А книжки без текста дают ребёнку свободу. И самый известный сейчас в Рос-сии пример таких книг - это виммельбух.
6 СЛАЙД
Что же это за жанр?
Виммельбух — это книжный жанр детской познавательной литературы. Wimmelbuch в пере-воде с немецкого — «кишащая, изобилующая, «мельтешащая книга» (нем. Wimmeln – «ки-шеть», «изобиловать», «толпиться», «мельтешить», «роиться». Вuch – книга). Это развивающая книга-гляделка, книга-находилка, книга-картинка, т. е. книга для разглядывания с яркими, кра-сочными иллюстрациями.
Книга содержит минимум текста (иногда текста вообще нет, а рисунки насыщены деталями. С героями книг-комиксов происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, го-да. Это дает возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Основное назначение такой книги — ознакомление с окружающим миром, раз-витие речи, памяти и воображения.
Они считаются книгами-активити, наряду с головоломками, лабиринтами, книжками с секре-тами и заданиями.
Это познавательные, развивающие игры, а не просто книги. Ребенок удовлетворяет свое любо-пытство и тем самым обретает внутреннюю мотивацию для чтения, познания и развития наблюдательности и, конечно же, речи.
История виммельбуха как жанра насчитывает всего около 50 лет.
7 СЛАЙД
В конце 1960-х годов в Мюнхене работал психолог Курт Зельманн. Он был главой Департамен-та работы с молодежью и занимался образовательными проектами. Одним из них был проект «Мой город». Зельманну хотелось создать такую книгу, в которой наглядно и во всей сложно-сти будет показан город. Тогда он обратился за помощью к художнику и писателю Али Митгу-шу и попросил его нарисовать городскую среду во всем многообразии.
Так появилась книга «Мой город» – первый виммельбух, каким мы их знаем сегодня. С подачи Курта Зельманна Али Митгуш первым начал делать иллюстрации как бы с высоты птичьего полета, чтобы все объекты находились в поле зрения читателя и ни один из них не оття-гивал на себя зрительское внимание. Из-за отсутствия перспективы на странице все пер-сонажи и детали кажутся зрителю одинаково важными.
Иллюстрации в виммельбухах всегда насыщены и детализированы: в них множество героев, предметов, явлений, событий, сюжетных линий.
Виммельбух - универсальная и всевозрастная книга-картинка. Главное, чтобы взрослые сами умели её «читать» и передавали такое умение ребенку.
8 СЛАЙД
«Виды книг-виммельбух»
- Для раннего возраста серия «Найди, покажи, расскажи»
Адресованы детям от двух лет. К изучению предлагаются разные темы по знакомству с пред-метным и окружающим миром. Это своего рода визуальные словари для малышей, для активи-зации их словаря.
9 СЛАЙД
- Энциклопедические
Тематические книги с сюжетной картинкой. Обилие персонажей, с конкретной информацией по ним на каждой странице. Например, книга «В лесу» Петра Багина дает энциклопедическую адаптированную для детей информацию о животных, позволяя понаблюдать на картинках об их жизни в разные времена года.
10 СЛАЙД
- Классические
Тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу и может взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан один день.
Такой виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике. В динамике каждый персонаж и окружающая среда. Например, один из персонажей книг Ротнаут Сюзанны Бернер, кошка Моника, путешествует по страничкам. Можно составить рассказ о том, куда она идет, что она видит, предположить, о чем она думает, что хочет сделать, придумать, что будет дальше, и даже нарисовать её. Эта серия виммельбухов хороша и тем, что она показывает жизнь героев в разные времена года.
11 СЛАЙД
- Виммельбух-раскраска
Раскраска-виммельбух — это веселое приключение для детей и раскраска-антистресс для взрослых. Страницы разукрашки для девочек и мальчиков наполнены добрыми персонажами и историями.
12 СЛАЙД
- Найди и покажи (более сложные, для старших дошкольников)
Это своего рода книжка-искалка. Например, у «Самоката» есть книга «Комар-спасатель. Мис-сия выполнима». Она рекомендована детям старшего дошкольного возраста. Книга насыщена иллюстрациями и загадками на внимательность. На каждом развороте детально нарисованного мира (пещерного, старинного города, гор, парка аттракционов) комар-спасатель отправляется искать какого-то персонажа, который потерялся. И находит, конечно, не только персонажа, но и многое другое. В таких книгах много иронии, юмора, межкультурных шуток, культовых персо-нажей.
13 СЛАЙД
- Одностраничные
Чаще всего тематические книги с одностраничным сюжетом. Обилие персонажей. Но персо-наж «живет» на одной странице здесь и сейчас. Каждая страница посвящена своей узкой тема-тике. Например, книга «Русские народные сказки» художника Т. А. Савушкина. Задание - найти лисицу на страницах книги, вспомнить название сказок, обобщить, какие лисы в сказках и т. д.
14 СЛАЙД
Задачи, которые можно решить педагогу ДОУ посредством технологии «Виммельбух».
Технология виммельбуха помогает педагогу в организации образовательного процесса, постро-енного в игровой форме, и решении задач всестороннего развития ребенка, таких как:
- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения);
- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
- формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
- умение формировать свое отношение к увиденному.
15 СЛАЙД
Авторские приёмы технологии виммельбух в ДОУ
Виммельбухи-искалочки
На полях виммельбуха изображены предметные картинки для поиска их на странице в сюжет-ной картинке. Такие картинки можно сделать самостоятельно для любого виммельбуха, отска-нировав страничку, выделив нужный предмет. Таким образом, можно создать картотеку карто-чек для поиска предметов или героев. Такие задания старшие дошкольники любят выполнять на время, например, с использованием песочных часов.
Программа для сканирования есть на любом смартфоне. Для этого достаточно скачать прило-жение Tiny Scanner. Это приложение поможет не только отсканировать нужную картинку, но и обрезать её в нужном формате, создать раскраску этой картинки и многое другое.
16 СЛАЙД
Резинка-закладка
Самостоятельное изучение книг тоже может быть познавательным и увлекательным занятием. Для стимуляции самостоятельного изучения, использования книг детьми можно создать спе-циальные закладки. Для этого нужна широкая резинка, соединенная кольцом, с магнитом. Ре-зинка-закладка одевается на страницу книги, а на магнит - символьная картинка. Например, «Палитра с красками» означает, что в уголке рисования появились новые раскраски с сюжета-ми или героями этой книжки; «Микрофон» предлагает детям поиграть на данной страничке в игру «Журналисты». Один ребенок берет на себя роль журналиста, который задает вопросы, а второй ребенок или несколько детей выбирают персонажа, от имени которого они будут отве-чать на вопросы журналиста; «Буква со схемой слова» – найти на данной странице слова, начинающиеся, заканчивающиеся на эту букву, или буква должна быть в середине слова, в за-висимости от предложенной схемы.
17 СЛАЙД
Окошечки-искалочки
«Окошечки-искалочки» (на развитие управления вниманием) представляют из себя лист бума-ги по размеру разворота страницы с вырезанным в нем окошечком. С помощью такого окошеч-ка можно сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже или объекте на стра-нице с целью его рассматривания, изучения, не отвлекаясь. Чтобы ребенок расположил око-шечко правильно на странице и нашел задуманный вами персонаж (предмет, на лист бумаги с окошком необходимо разместить символ, значок или предметное изображение с иллюстрации. А если наложить друг на друга несколько «окошечек-искалочек» в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру «Угадай-ка», постепенно поднимая по одному листу, уве-личивая площадь изображения. Угадывать можно персонаж, действие, время года, место проис-ходящего и др.
18 СЛАЙД
Гляделки-находилки
Чтобы подготовить дидактическую игру «Гляделки-находилки», надо определить актуальный для ребенка контекст. Например, в зимний период это могут быть карточки с зимними забава-ми, птицами, которых можно встретить зимой в парке, достопримечательностями родного го-рода или зимнего леса. Подобрать фон для карточки – фотографию или рисунок с простран-ством, в котором происходит действие, – и наклеить персонажи на липучки. Здесь можно поиг-рать и с фоном, т. е. фоном может быть, например, небо и земля, а элементы природного ланд-шафта тоже наклеиваются на липучки в зависимости от времени года.
20 СЛАЙД
Открытий вам в книжном мире, красоты вам в книжных иллюстрациях и возможности приду-мывать собственные истории вместе с детьми.