ЖАННА НОВИКОВА
Технология «Утренний и вечерний круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренний и вечерний круг – технология нового времени
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от любимых игрушек. И малыш обижен на «весь белый свет». Таким образом, для воспитателя при проведении утреннего круга стоит задача – задать настроение всему дню, создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет комфортно, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Публикация «Технология „Утренний и вечерний круг“» размещена в разделах
Утренний круг – это прежде всего режимный момент и один из основных элементов создания пространства детской реализации. Он решает целый ряд образовательных задач:
-Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения.
-Развивает умение вычленять из своего опыта наиболее значимые события, а также описывать их кратко и последовательно.
- Создает условия для общения детей и взрослых:
* Познавательного характера, если речь идет об обсуждении новой информации
* Делового толка, если говорить о решении организационных моментов (н-р правила круга: не перебивать, уважительно относиться к остальным участникам)
* Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а так же с педагогом
-Развивает навыки и способности планировать собственную деятельность.
Утренний круг обычно носит обобщенный характер, то есть не привязан к конкретной теме, хотя может носить элемент какого-то интересного сообщения по лексической теме.
Круг состоит из следующих этапов:
1. Приветствие
2. Игра
3. Обмен новостями
4. Составление плана дня
В какое время проводить утренний круг? Решать Вам, но это должен быть момент, когда большая часть детей уже в группе. Очень важно положение педагога в детском кругу – только вместе с детьми! Чтобы дети не смотрели на Вас снизу вверх.
Для того, чтобы начать этот режимный момент, можно придумать позывной: музыка, колокольчик или речевка.
Теперь остановимся на каждом этапе поподробнее:
Приветствие должно быть кратким, лаконичным и добрым, обращенным ко всем детям. –Я очень рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу и поделитесь хорошим настроением со своими друзьями. Игра может быть пальчиковой, словесной или игра-цепочка с использованием мяча или персонажа. Лучше использовать игру, которая заставляет детей смеяться. Это расслабляет детей и служит проводником к доверию. Обмен новостями – обычно это самый любимый этап у малышей. Они озвучивают и обсуждают все новое, что услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходят в форме монолога ребенка и говорить хотят все и сразу. Но можно установить правило, что сначала говорят девочки/ мальчики или те, кто сидит на круглых подушечках. Этот этап позволяет отрабатывать умение вести диалог, обсуждение, умение высказывать свою точку зрения, обогащать и активизировать словарь. Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырех «не»:
Не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному большому или по два коротких сообщения)
Не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит)
Не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы еще не слышали новости Кати» не допустимы)
Не запрещаем (запретных тем нет)
При составлении плана дня надо объявить тему и план работы на день. Можно спросить: «Не хотите ли вы что-либо добавить в этот план?» При завершении утреннего круга тоже используем ритуал: звон колокольчика, «дай пять» своему соседу, речевка или просто стишок: Мы сидели, говорили, все на свете обсудили,
А теперь мы все встаем, прыгнем дружно и пойдем.
А вечером, подводя итог дня, проводим вечерний круг. Он отличается от утреннего тем, что меньше по времени и здесь обязательно проводится рефлексия: что интересного было за день? Что понравилось или не понравилось? Что не успели сделать или что хотели бы повторить завтра?