Евгения Заровнятных
Технология утреннего и вечернего сбора в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология утреннего и вечернего сбора»
Утренний круг в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня воспитанников этого учреждения, которое организуется взрослым: воспитателем.
Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени. Это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости и предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Публикация «Технология утреннего и вечернего сбора в ДОУ» размещена в разделах
Таким образом, основная цель проведения утреннего круга — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Пришёл утренний круг в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой и стал аналогом «Утренний кружочек» - программы «Золотой ключик» Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова, а так же «Утро радостных встреч» программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, «Круг радости» примерной образовательной программы дошкольного образования «Открытия».
Утренний круг позволяет гармонично в себя включить несколько образовательных областей: социально – коммуникативное, физическое и речевое развитие. Ведь согласно ФГОС ДО основной принцип организации образовательного процесса – это принцип интеграции образовательных областей.
Целью организации утреннего круга является :
обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых, научить детей планировать свою деятельность.
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
Создаё т условия для общения детей и взрослых:
-Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
-Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
- Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу, привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с машинкой (конструктор).
Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитателем, младшим воспитателем.
Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости.
Исходя из вышесказанного основными задачами утреннего круга являются :
1. Создание эмоционального настроя на весь день – «задать тон»;
2. Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной речи.
К образовательным результатам утреннего круга можно отнести способность ребё нка:
• Контролировать своё поведение;
• Устанавливать контакты; выражать своё отношение;
• Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
• Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомлённости и опыта;
• Высказываться в связи с высказываниями других;
• Использовать элементарные нормы общения;
• Сотрудничать со взрослыми и детьми в предложенных формах.
Структура «Утреннего круга» :
1. Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2. «Новости дня» : обмен информацией
3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика
4. Игра по теме периода
5. Планирование или календарь дел
Утренний круг длится 10 – 15 минут в младших группах, в средней группе 15-20 минут, в старших группах 20 -25 минут
1 этап утреннего круга - приветствие
Каждая группа выбирает себе собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть весёлая песня о друзьях и л дружбе, звон колокольчика, звон бубна, дудочка, и т. д.
После «позывного», дети собираются в круг и начинается приветствие или «Минутка вхождения в день»
Все дети хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается.
Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица. Используются пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, комплименты. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресовано приветствие. Это может быть игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, клубок, микрофон.
2 этап утреннего круга – обмен новостями
Это возможность рассказать другим то, «что ещё никто, кроме меня не знает», поделится своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.
Для детей 2 группа раннего возраста (а иногда и младшей группе) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
• С кем вы пришли в детский садик?
• Кого вы встретили по дороге в садик?
• Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
• Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?
На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями.
Темы могут быть и свободными и заданными.
Например, в понедельник проводятся «Новости выходного дня», «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что просится на язык – домашними событиями, удачами, детскими достижениями. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нём участие, то есть задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; у них обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня слушаем. (Например, сегодня делятся новостями только девочки или только мальчики). У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не» :
• не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
• не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
• не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Васи, Маши» недопустимы);
• не запрещаем (запретных тем нет).
Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (время года,день недели, праздник, сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек, кого больше, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе). Каждый день дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
3 этап – пальчиковая или дыхательная гимнастика
Затем проводится дыхательная или пальчиковая гимнастика по теме недели.
4 этап – игра по теме периода
Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности: словесные
(«Доскажи», «Найди рифму», «Я начну а ты пррдолжи.» и др.);
игры-фантазии (к примеру, «Оживление предметов» в старшей и подготовительной группах может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя);
игры-цепочки (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).
В старшем дошкольном возрасте игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения. Дети свободно выражают мимикой и жестами своё видение "расстроенного ёжика", "испуганного зайчика", "гордого петуха".
Игры: "Послушай тишину".Дети 1-2 мин сидят в тишине, затем рассказывают об услышанных звуках.
"Я превращаюсь. ".Придумать окончание к предложению "Я превращаюсь в. "
(ветерок и лечу над,облачко и лечу по небу; в шоколадку и таю на солнышке и пр.).
"Связующая нить". Дети сидя в кругу и передают друг другу клубок таким образом, чтобы можно было взяться за распущенную нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствуют, хотят пожелать.
5 этап – планирование или календарь дел
Этот этап утреннего круга направлен на расширение информации о тематическом проекте (т. е. здесь сообщается о том, какой будет проект на неделю, сообщаются новые знания, и обобщаются имеющиеся, а также может быть встреча с интересным героем, показ презентации и т. д). Детям предлагается самим выбрать деятельность: слушать сказку, исследовать, рисовать, играть и выбрать центр активности и т. д. Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.
Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключится на непосредственную образовательную деятельность.
Приемы предупреждения нежелательного поведения детей на групповом сборе :
- специальные сигналы «внимание», «тишина» и т. д.
- обращение к правилам группы («один говорит, все слушают»)
- игра- считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний;
- обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом.
Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.
Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых.
Хороший утренний круг, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо.
И хотелось бы пожелать вам, уважаемые воспитатели, побольше таких мгновений в воспитании и обучении детей.
Пример утреннего круга для детей
1. Позывной для сбора детей в утренний круг «Песенка про дружбу»или веселая музака
2. Приветствие:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Все здесь! А кого сегодня нет в группе? Кого бы вам ребята хотелось больше всего увидеть? Скажите, а сколько сегодня в группе девочек? Сколько мальчиков? Кого сегодня в группе больше и на сколько?
Я рада видеть вас всех весёлыми и в хорошем настроении. Мне бы очень хотелось, чтобы такое настроение у вас сохранилось бы до самого вечера. А для этого мы с вами должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем целый день радовать друг друга.
Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей быть спокойными, радостными, удовлетворенными.
Дорогие ребята! Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеке, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним.
Обмен информацией
Ребята, давайте сейчас поработаем с календарем. Вспомните, какой сегодня день недели? Какой будет завтра день недели? Какой день недели самый последний? Какой день недели самый первый? Какое сегодня число? Месяц? Время года? Ребята, а скажите, какие дни недели считаются выходными?
Вы отдыхали в субботу и в воскресенье. Сейчас каждый из вас расскажет, как он провёл выходные дни? А рассказывать будет тот, у кого в руках окажется зайчик.
«Ты беги весёлый зайчик быстро, быстро по рукам. У кого весёлый зайчик, тот расскажет новость нам»
Напоминаю правила:
- Говорит тот, у кого в руках зайчик.
- Говорить кратко, но самое значимое и интересное.
- Не перебивать говорящего.
2. Следующий момент нашего утреннего круга - это пальчиковая игра
«Домашние животные»
Я лошадку расчешу, Сделать ладони «граблями».
Расчесывающие движения «граблями».
А барашка подстригу, Вращательные движения кулаками.
Поросенка я помою, Ладонями двигать вперед-назад.
И корову приручу, Сделать «замочек».
Пальцы поднимать-опускать.
Ну а пес пойдет опять «Шагать» пальчиками.
Со мной по улице гулять. Хлопать в ладоши.
3. Пальчиковую гимнастику мы сделали. А сейчас дыхательная гимнастика «Доброе животное»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.
Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в
положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
4. Планирование дня
Я вам сейчас расскажу, какие центры у нас с вами сегодня работают.
В центе искусства из пластилина вы сможете слепить кошку.
В центре познания вы узнаете всё про домашних животных. На ноутбуке вы посмотрите презентацию о домашних животных.
В центре дидактических игр вы можете поиграть в игру «Кто чей детёныш» и т. д
Выбор центров:
Теперь я прошу вас закрыть глазки и подумать, в каких центах вы бы хотели поработать.
Итог:
Я желаю вам сегодня быть успешными, чтобы у вас всё получалось. Удачного дня.
Вечерний круг
Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день)
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течение дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему соответствии с программой).
• Детская сообщества. (Дружить, быть внимательными создавать положительный настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится ещё раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создаётся благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определённый период времени. Дети по кругу передают друг другу какую нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.
Например: «Что делать если хочется подраться?», «Почему не удаётся соблюдать правила?», «Как вы думаете кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «ситуации дня».
Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (Желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик). желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы кругу и сами в без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Пример. Можно уточнить и закрепить знания о том:
• какой день недели, какое число какой день недели завтра
• какая часть суток сейчас?
• что вы делаете в это время в ДОУ?
• что делают в это время ваши близкие?
• что интересного сегодня вы узнали, чем занимались?
• как выполнили свою работу?
• какие новые слова узнали?
• составление рассказов по опорным словам.
Проводится различные рефлексивный игры на разные темы.
Пример проведение вечернего круга на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого все дети садятся на ковёр и к ним прилетает красивая птичка. Воспитатель задаёт вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку тому ребенку которая хочет высказаться. В конце нашего круга ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.
Моделирование
Педагогом предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю с учётом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».
Например, разберем тему: «Детский сад»
Вопросы могут быть следующими:
• где находится мой детский сад?
• кто в нем работает? что они делают?
• как я могу им помочь и как отблагодарить?
• кого можно считать своим другом?
• есть ли у тебя друзья?
• как можно утешить друга?
• как можно помириться если поссорился?
• какие у нас правила в группе какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?
• как поступить с теми, кто правила нарушает?
• какие правила ты знаешь?
Основные приё мы работы состоят в следующем:
• создание развивающий предметно- пространственной среды;
• трансляция семьи участниками образовательного процесса значимых образцом социального поведения;
• регулярная проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
• создание эффективной технологии включение родителей совместную с детьми социально значимую деятельность.
Результативность технологии : Технология «утренний и вечерний сбор» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.