Елена Шустрова
Опыт работы по технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Сообщение из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Шустровой Елены Ивановны «Технология ТРИЗ»
Слайд 2
Моё кредо – учиться всю жизнь, совершенствоваться, чтобы соответствовать времени, в котором живёшь и месту, которое занимаешь.
Слайд 3
Как мы все с вами знаем один из основных целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребенка.
Публикация «Опыт работы по технологии ТРИЗ» размещена в разделах
Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развития творческой личности ребенка!
Конечно, практически все современные методики и технологии содержат рекомендации по развитию творческой личности, но именно ТРИЗ даёт еще и технологию работы, позволяет заниматься с детьми добиваясь результатов, даёт почувствовать собственную значимость для окружающих и удовлетворение от самостоятельно выполненной работы, существенно повышает вероятность решения творческих задач.
Слайд 4
Теперь подробнее разберемся, что же такое ТРИЗ. ТРИЗ – или теория решения изобретательных задач.
Слайд 5
Основателем является советский исследователь, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Слайд 6
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие
окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Слайд 7
Основным средством при работе с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить находить её.
Слайд 8
Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка:
• Непосредственной образовательной деятельности по различным областям,
• Кружковой работе,
• Индивидуальной работе с детьми,
• Физкультминутках,
• Праздниках,
• Вечерах развлечений,
Слайд 9
Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.
Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Я расскажу о наиболее часто используемых в моей работе методах и приёмах.
Слайд 10
Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Данный метод использован мною в занятии «Волшебные краски»
Слайд 11
Цель метода: развитие воображения, умения моделировать и оценивать ситуацию.
Значимость метода: позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию, развивает логическое мышление.
Слайд 12
Сущность метода:
-Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое.
-Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?».
-Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения.
Принятие идеи, или выдвижение следующей.
Слайд 13
Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Слайд 14
Цель метода: развитие быстроты мыслительных процессов.
Значимость метода: позволяет активизировать мыслительную деятельность, даёт каждому ребенку возможность высказать любое своё мнение (предположение) без оценивания ответа.
Слайд 15
Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика.
Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми.
Слайд 16
Метод синектики предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым.
Слайд 17
Сущность метода:
Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм»
Методика проведения:
Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий.
В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий.
В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.
Метод синектики включает следующие приёмы;
Прямая аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия, эмпатия, сравнение живых и неживых предметов. Разберем немного каждый из них.
Слайд 18
Прямая аналогия
Цель: учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож).
Критерии прямой аналогии:
• По форме,
• По цвету,
• По структуре,
• По ситуации,
• По свойствам,
• По характеру,
Игра «Цепочка слов»
«ДОМ»
Как печенье
Как елка
Как кубик
Бабушкин
Теплый
Добрый
Слайд 19
Символическая аналогия
Цель: нахождение краткого символического описания задач или объектов.
Умение взглянуть по-новому на ситуацию, обозначить её одним-двумя словами с переносным значением – это удаётся не каждому и не всегда. Именно это качество развивается с помощью метода символической аналогии, если периодически упражняться с ребенком в поиске иносказаний-аналогов: например – холодильник – продуктовый Дед мороз; ёжик – игольница на ножка и т. д.
Слайд 20
Фантастическая аналогия
Цель: перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду.
• Лучше всего позволяет выйти за рамки привычных шаблонов. Чтобы получилось найти новую идею, необходимо задать как можно более фантастический вопрос. Важно отпустить все связки с реальностью, оставить воображение за главного. Например, нарисуй свою радость или Вы пришли в детский сад, а там нет взрослых. Кого вы нарисуете вместо Елены Ивановны?
• Бабу Ягу (лохматая, злая)
• Золушку (добрая, красивая)
Слайд 21
Эмпатия (личностное уподобление) - способность ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках. Младший возраст:Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку». Старший возраст:Я чувствую, что я превращаюсь в ветерок, в песенку, в цветок.
Слайд 22
Сравнение живых и неживых предметов. Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например:
• Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол;
Значение методов синектики: Развивают память, мышление, воображение.
Слайд 23
Метод противоречий
Цель: формирование понятий относительности. Значимость метода: понимание детьми противоречивости способствует воспитанию:
Качеств творческой личности;
Чувства справедливости;
Умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы;
Способности логически оценить свои действия.
Слайд 24
Сущность метода противоречий
Восприятие одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно.)
Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. ( например огонь: друг или враг)
Слайд 25
Типовые приёмы фантазирования.
Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:
- увеличение-уменьшение,
- дробление-объединение,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация,
- преобразование свойств времени или замедление и ускорение,
- приём «Наоборот».
Слайд 26
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. (Придумывание новых окончаний знакомым сказкам, или например добрый волк и злая красная шапочка, подвижная игра - наоборот)
Слайд 27
Метод маленьких человечков.
Цель метода: расширение представлений о физических состояниях веществ (жидкий, твердый, газообразный).
Слайд 28
Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Слайд 29
Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне и педагогам нашего ДОУ.
Ведь как сказал Я. Каменский:
Слайд 30
«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».
Слайд 31
Спасибо за внимание!