МААМ-картинки

Опыт работы по технологии ТРИЗ

Елена Шустрова
Опыт работы по технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Сообщение из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Шустровой Елены Ивановны «Технология ТРИЗ»

Слайд 2

Моё кредо – учиться всю жизнь, совершенствоваться, чтобы соответствовать времени, в котором живёшь и месту, которое занимаешь.

Слайд 3

Как мы все с вами знаем один из основных целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребенка.

Публикация «Опыт работы по технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развития творческой личности ребенка!

Конечно, практически все современные методики и технологии содержат рекомендации по развитию творческой личности, но именно ТРИЗ даёт еще и технологию работы, позволяет заниматься с детьми добиваясь результатов, даёт почувствовать собственную значимость для окружающих и удовлетворение от самостоятельно выполненной работы, существенно повышает вероятность решения творческих задач.

Слайд 4

Теперь подробнее разберемся, что же такое ТРИЗ. ТРИЗ – или теория решения изобретательных задач.

Слайд 5

Основателем является советский исследователь, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Слайд 6

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие

окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Слайд 7

Основным средством при работе с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить находить её.

Слайд 8

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка:

• Непосредственной образовательной деятельности по различным областям,

• Кружковой работе,

• Индивидуальной работе с детьми,

• Физкультминутках,

• Праздниках,

• Вечерах развлечений,

Слайд 9

Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Я расскажу о наиболее часто используемых в моей работе методах и приёмах.

Слайд 10

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Данный метод использован мною в занятии «Волшебные краски»

Слайд 11

Цель метода: развитие воображения, умения моделировать и оценивать ситуацию.

Значимость метода: позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию, развивает логическое мышление.

Слайд 12

Сущность метода:

-Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое.

-Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?».

-Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения.

Принятие идеи, или выдвижение следующей.

Слайд 13

Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.

Слайд 14

Цель метода: развитие быстроты мыслительных процессов.

Значимость метода: позволяет активизировать мыслительную деятельность, даёт каждому ребенку возможность высказать любое своё мнение (предположение) без оценивания ответа.

Слайд 15

Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика.

Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми.

Слайд 16

Метод синектики предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым.

Слайд 17

Сущность метода:

Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм»

Методика проведения:

Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий.

В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий.

В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

Метод синектики включает следующие приёмы;

Прямая аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия, эмпатия, сравнение живых и неживых предметов. Разберем немного каждый из них.

Слайд 18

Прямая аналогия

Цель: учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож).

Критерии прямой аналогии:

• По форме,

• По цвету,

• По структуре,

• По ситуации,

• По свойствам,

• По характеру,

Игра «Цепочка слов»

«ДОМ»

Как печенье

Как елка

Как кубик

Бабушкин

Теплый

Добрый

Слайд 19

Символическая аналогия

Цель: нахождение краткого символического описания задач или объектов.

Умение взглянуть по-новому на ситуацию, обозначить её одним-двумя словами с переносным значением – это удаётся не каждому и не всегда. Именно это качество развивается с помощью метода символической аналогии, если периодически упражняться с ребенком в поиске иносказаний-аналогов: например – холодильник – продуктовый Дед мороз; ёжик – игольница на ножка и т. д.

Слайд 20

Фантастическая аналогия

Цель: перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду.

• Лучше всего позволяет выйти за рамки привычных шаблонов. Чтобы получилось найти новую идею, необходимо задать как можно более фантастический вопрос. Важно отпустить все связки с реальностью, оставить воображение за главного. Например, нарисуй свою радость или Вы пришли в детский сад, а там нет взрослых. Кого вы нарисуете вместо Елены Ивановны?

• Бабу Ягу (лохматая, злая)

• Золушку (добрая, красивая)

Слайд 21

Эмпатия (личностное уподобление) - способность ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках. Младший возраст:Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку». Старший возраст:Я чувствую, что я превращаюсь в ветерок, в песенку, в цветок.

Слайд 22

Сравнение живых и неживых предметов. Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит. Например:

• Заяц нарисованный и живой; Заяц и стол;

Значение методов синектики: Развивают память, мышление, воображение.

Слайд 23

Метод противоречий

Цель: формирование понятий относительности. Значимость метода: понимание детьми противоречивости способствует воспитанию:

Качеств творческой личности;

Чувства справедливости;

Умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы;

Способности логически оценить свои действия.

Слайд 24

Сущность метода противоречий

Восприятие одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно.)

Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. ( например огонь: друг или враг)

Слайд 25

Типовые приёмы фантазирования.

Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:

- увеличение-уменьшение,

- дробление-объединение,

- оживление-окаменение,

- специализация-универсализация,

- преобразование свойств времени или замедление и ускорение,

- приём «Наоборот».

Слайд 26

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. (Придумывание новых окончаний знакомым сказкам, или например добрый волк и злая красная шапочка, подвижная игра - наоборот)

Слайд 27

Метод маленьких человечков.

Цель метода: расширение представлений о физических состояниях веществ (жидкий, твердый, газообразный).

Слайд 28

Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Слайд 29

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне и педагогам нашего ДОУ.

Ведь как сказал Я. Каменский:

Слайд 30

«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».

Слайд 31

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по технологии ТРИЗ
Опубликовано: 12 февраля 2021 в 20:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по технологии ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шустрова (УИ 1241010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД