Харченко Наталия Николаевна
Технология сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной является проблема развития речи детей. C каждым годом
увеличивается число детей имеющих речевые нарушения. В связи с тем, что
характер нарушений речи становится сложнее у детей дошкольного возраста,
возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение
инновационных технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения
и воспитания.
Одним из методов активно разрабатываемым в последнее время и
применяемым в коррекционной работе с дошкольниками является сказка. Этот
Публикация «Технология сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
метод является наиболее универсальным методом воздействия. Сказка входит в жизнь ребёнка в раннем дошкольном возрасте. В коррекционной работе, кроме общего развития детей, с помощью сказки мы решаем и коррекционные задачи. У многих детей с ОВЗ есть психологические проблемы (страхи, не желание вступать в контакт и взаимодействовать с другими детьми). Не сформирована эмоциональная сфера, речевое развитие (полное отсутствие речи или общее недоразвитие речи разного уровня, нарушены высшие психические функции, нарушена общая и мелкая моторика. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через
переживания героев. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство
логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности.
Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих
технологий, которое не требует особых усилий, оптимизирует процесс
коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего
организма. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии
используемые в логопедической работе:
-превращение занятия в сказочный сюжет;
-привлечение к занятию сказочного героя;
-употребление фрагментов из сказок;
-придумывание сказок.
В процессе работы над сказками происходит обогащение словарного
запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы, что в свою очередь способствует развитию связной речи.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные
функции:
1
лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру
личности;
2
активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память
ребенка.
3
при слушании и чтении сказок происходит интериоризация
вербально-знаковых форм сказок;
4
при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
5
развиваются основные языковые функции - экспрессивная
(вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к
общению, пониманию, диалогу);
6
развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).