Елена Сидубаева
Консультация для педагогов «Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической литературе активно обсуждаются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже - о методическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?
Публикация «Консультация для педагогов „Технология „Портфолио“ в практике дошкольного образования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Портфолио воспитателя и педагога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио-«показать все, на что ты способен». Преимуществом технологии «Портфолио» является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. Вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Классификация моделей
1. По принадлежности (авторству)- портфолио как показатель достижений:
Портфолио дошкольника;
Портфолио педагога;
Портфолио ДОУ
Портфолио семьи
Портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского)
2. По времени создания:
Краткосрочный
Среднесрочный
Долгосрочный
Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.
3. По целеполаганию-портфолио как отражение поставленных задач:
Портфолио достижений - отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;
Аттестационный - отражает достижения в меж аттестационный период педагога, ДОУ;
Накопительный - содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ;
Тематический – отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы;
Проблемный-предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ);
Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (ДОУ)
4. По оформлению:
Печатный вариант-в виде папок, картотек, портфелей;
Электронное порфолио;
раскраска
5. По содержанию:
портфолио документов-сертифицированные индивидуальные достижения;
портфолио работ-участие различных творческих и проектных работ автора;
портфолио отзывов-характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, коллегами и т. д.
Структура
1. Портрет
Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы.
2. Коллектор
Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран материал, разработанный педагогами, коллегами. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалыпериодических изданий-одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктомдеятельности автора портфолио.
3. Рабочие материалы.
Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, творческие работы и т. д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио.
4. Достижения
Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном)
Вид, структуру, содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио (кроме дошкольников)
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА
Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ее раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. В работе с дошкольниками можно использовать также электронный портфолио и портфолио-раскраску
Этапы работы:
1. Постановочный
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса.
В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других-под руководством специалистов дошкольных учреждений, в третьих-портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.
Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.
2. Поисковый
2.1. Сбор информации
2.2. Индивидуальная работа с детьми
При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи- уклада ее жизни, интересов, традиций.
2.4. Консультации с педагогами.
В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.
Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.
Музыкальный руководитель помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.
Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.
3. Заключительный
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры.
Работа над созданием портфолио, позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку.
ПОРТФОЛИО КОЛЛЕКТИВА
Портфолио коллектива - один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив-это группа дошкольников, педагогов, метод объединение, творческий коллектив и пр.
Не всегда есть возможность и время для создания портфолио дошкольника, особенно если это касается групп, где дети находятся непродолжительное время-от полугода до 1 года. В таких случаях поможет портфолио группы, где представлены все достижения данной группы детей.
Примерная структура портфолио группы детского сада:
1. «Добро пожаловать в группу»
2. «Давайте познакомимся» (фотография группы, рассказ о группе)
3. «Наши приоритеты»
4. «Как мы сотрудничаем»
5. «Путешествие по группе» (фото, стихи, рассказы детей, педагогов)
6. «О нас говорят» (отзывы родителей и гостей группы)
7. «Наши достижения» (участие педагогов в мастер-классах, в конкурсах, в открытых мероприятиях и т. д.)
8. «К чему мы стремимся»
Используемая литература:
1. Кочкина Н. А., Чернышева А. Н., Портфолио в ДОУ. -М,2010
2. Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -М. ,2008.-№1.