Светлана Зайцева
Технология поддержки детской инициативы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить для этого возможность».
Дорис Мэй Лессинг
Дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» сформулирован социальный заказ государства системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Технология поддержки детской инициативы дошкольников» размещена в разделах
В чем проявляется инициатива ребенка-дошкольника? В детских вопросах и познавательной активности, в определенной смелости и желании творить, в разнообразии личных интересов и самостоятельном выборе. Очень важно поддерживать, направлять и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка, как основополагающие компоненты развития личности.
Чем шире круг интересов ребенка, чем больший опыт разнообразной деятельности он имеет, тем больше возможностей для поиска и развития его способностей.
Детская инициатива чаще проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам:
• Самостоятельные сюжетно-ролевые, и театрализованные игры;
• Развивающие и логические игры;
• Музыкальные и игры импровизации;
• Речевые игры;
• Самостоятельная деятельность в книжном уголке;
• Самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
• Самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Чем шире круг интересов ребенка, чем больший опыт разнообразной деятельности он имеет, тем больше возможностей для поиска и развития его способностей.
Существует различные формы поддержки детской инициативы :
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, используя ласку и теплое слово;
- Уважать и ценить каждого ребенка независимо от их достижений, достоинств и недостатков;
- Помогать детям в решении проблем организации игры;
- Предоставлять детям возможность для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности;
Кроме использования различных форм поддержки детской инициативы необходимо также создавать условия для ее развития:
- Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей;
- Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно;
- Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового;
- Формирование умения детей осуществлять выбор деятельности в соответствии со своими интересами.
В настоящее время возраст моих воспитанников 4 года.
Средний дошкольный возраст - это возраст «почемучек» и проявляется он в многочисленных вопросах «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Поэтому терпеливо отвечаю на все вопросы воспитанников. Для этих ребят специально создаю проблемные практические и познавательные ситуации, в которых детям необходимо самостоятельно применять освоенные приемы, например, определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки или нет. Заинтересовываю различными загадками, ситуациями, побуждающими детей проявлять инициативу, активность, совместно искать правильное решение проблемы. В этом возрасте необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связи между целью деятельности и результатом, учить находить и исправлять ошибки.
Для этого использую картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату.
В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному поиску и применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.
2. Расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов.
3. Тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, ориентировать дошкольников на получение результата.
4. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.
В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».