Наталья Пухальская
Технология «Лесенка успеха» на музыкальном занятии
▼ Скачать +Заказ
Использование инновационных технологий в образовательном пространстве становится неотъемлемой частью дошкольного воспитания в настоящее время.
Они призваны способствовать: развитию творчества, самостоятельности, познавательной активности дошкольников; повышению авторитета дошкольных учреждений среди родительской общественности.
В системе дошкольного образования расширяется число дошкольных учреждений, работающих по авторской программе Н. М. Крыловой «Детский сад-Дом радости» и наш детский сад – не исключение. И это не случайно, ведь научно-методическая система Н. М. Крыловой развивается в гуманистическом направлении как инновационная. Она служит удовлетворению растущих потребностей детей, их родителей и всех сотрудников в сохранении, в обогащении развития и саморазвития каждого как интегральной индивидуальности. Технология в сочетании с инноватикой создает новую социальную форму внедрения достижений науки и передового опыта.
Публикация «Технология „Лесенка успеха“ на музыкальном занятии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
В своей работе музыкального руководителя я достаточно широко использую технологию Н. М. Крыловой «Лесенка успеха».
«Лесенка успеха» - это ключ к развитию способностей каждого ребёнка.
Целью данной технологии является успешность каждого ребёнка,каким бы начальным уровнем знаний и умений не обладал воспитанник.
«Лесенка успеха» позволяет отслеживать каждый этап в освоении ребёнком музыкальных знаний.
Важным принципом технологии Н. М. Крыловой считается, что наибольший успех в развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям.
В своей деятельности по применению технологии «Лесенка успеха», я фиксирую результаты работы, что помогает анализировать, программировать дальнейшие шаги в работе с детьми, планировать свою работу по развитию музыкальных способностей воспитанников.
Приведу пример использования технологии «Лесенка успеха» на музыкальном материале-«Вальс –шутка» Д. Шостаковича. Оркестровое сопровождение на детских музыкальных инструментах.
1. Знакомство с новым материалом начинается с первой ступени-музыкальный руководитель-артист. На этом этапе главной задачей для меня становится качественная подача материала, такая, чтобы дети смогли заинтересоваться будущей деятельностью.
Я начинаю работу с рассказа о возникновении произведения.
«Вальс-шутка». Эта озорная, достойная восхищения композиция, сегодня пользуется заслуженной популярностью.
С детьми смотрим мультипликационный фильм «Танец кукол», снятом Инессой Ковалевской, под прозрачно звучащую в верхнем регистре музыку «Вальса – шутки» танцует изящная балерина, партнёром которой является элегантный кавалер.
Я даю прослушать пьесу Д. Шостаковича ещё раз. Предлагаю воспитанникам продумать свой вариант «О чём рассказывает музыка».
Когда дети делятся своим впечатлением, отслеживаю детскую реакцию на музыкальную пьесу. После занятия фиксирую результаты в специальную таблицу.
Второй этап -вкусный собеседник. Этот этап характеризуется включением воспитанника в деятельность с помощью и поддержкой взрослого. Будь это разучивание песни, игра на детских музыкальных инструментах или выполнение музыкально-ритмических движений.
На втором этапе предлагаю детям выбрать музыкальные инструменты, которые помогут передать характер музыки. Вместе с детьми подбираем подходящий ритм для сопровождения, оговаривая характерный для вальса трёхдольный ритм. На момент знакомства с «Вальсом-шуткой» дети уже имеют представление о вальсовом ритме. Вместе с детьми договариваемся, в какой последовательности будут звучать инструменты оркестра.
Третья ступень-дирижёр, где взрослый выполняет роль отстранённого наблюдателя. На этом этапе я отслеживаю качество приобретённых ребёнком навыков без особого вмешательства в процесс.
Чтобы дети освоили третью ступень, должно пройти некоторое время, т. к. развитие чувства ритма, умение играть в оркестре у всех воспитанников разное. Здесь наступает момент индивидуальной работы вне занятия.
Результаты я фиксирую в таблице.
Высшая ступень - это когда музыкальный руководитель берёт на себя роль «Очарованного зрителя», оценивая деятельность воспитанника словами похвалы и одобрения. Эта ступень является самым ярким моментом, как для ребёнка, так и для меня -педагога.
Выход на четвёртую ступень возможен только после того, когда все дети освоили три предыдущих. Оркестр звучит, дети с удовольствием исполняют музыкальное произведение. Я, как педагог-оцениваю игру детей похвалой и одобрением.
Как правило, к проведению утренников и праздников большинство детей выходит на ступень самостоятельного творческого исполнения и является кульминацией как в общей,так и в личной исполнительской деятельности.