Плетенчук Надежда
Технология «Кубизм и стихоритм в обучении рисованию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Кубизм и стихоритм в обучении рисованию детей дошкольного возраста».
Исследования педагогов и психологов показали, что на развитие художественной культуры и формирование основ личности большое внимание оказывает изо деятельности, а в частности рисование. Рисунок и живопись – это могучее средство познания мира, и познания себя, самовыражение, радость и страсть.
Публикация «Технология „Кубизм и стихоритм в обучении рисованию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Помните из детства? «Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая…». С каким удовольствием мы рисовали этих забавных человечков! И забавляло то, что нарисовать их можно было под собственную диктовку по определенному стихотворному порядку. Это натолкнуло меня на мысль, что возможно и любые предметы можно так нарисовать, используя, стихоритм. Очень легко запомнить стихотворение, сопровождая его действиями и наоборот. Так же решила применить игру– забаву: рисовать все, что видим геометрическими фигурами.
Известно, что «упрощение форм, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур» – это одно из направлений живописи - кубизм. Тела людей, животных, предметы кажутся разложенными на сумму простых геометрических форм и при их помощи можно легко изобразить желаемый предмет, животное или человека. Объединив направление живописи - кубизм и стихи, разработала несколько «Речевых схем» или «Речевых рисунков» и попробовала порисовать с детьми, используя их. Ребятам понравилось это занятие, и они с большим удовольствием запоминали схемы и рисовали предметы. Первые «стихо-рисунки» были несложными:
1. Много, много плавных дуг - это океан вокруг,
Сверху огромная дуга – это спинка нашего кита…
2. Нарисуем ровный круг – много палочек вокруг
Это солнышко нам светит – самый лучший, добрый друг…
3. Раз кружок и два кружок, между ними бережок…
Дети с легкостью стали запоминать порядок рисования предметов и несложных сюжетов.
Заметила, что ребята стремятся, как-то называть отдельные детали готовых схем (капелька, лук, радуга, мяч и т. д., а некоторые дети затруднялись в их определении («Я не знаю, как рисовать вот эту «штучку…»). Решила составить знаковую символику для схем и познакомила с ней детей. А коль в игровой форме все усваивается легче и доступнее, придумала веселую сказку о городе рисовушек в стихотворной форме. Детям так понравилась сказка, что несколько занятий мы рисовали ее сказочных героев, попутно знакомясь с цветовыми оттенками, формой и символами.
Не каждому ребенку удается изобразить людей и животных в движении. С помощью речевой схемы — это сделать легче. Разработала новые схемы более сложные: «Ежик», «Котенок», «Щенок», «Совенок», «Пингвин», «Лошадка» и другие.
• Хочешь рисовать ежа? Берись за краски, не спеша.
Но почему же не спеша? Здесь аккуратность нам нужна.
Пусть в краску кисточка свой обмакнет пушистый бок,
Затем по листику бумаги топ, да топ.
Сначала в горку, а затем с горы ты вместе с кисточкой иди.
Что ж получилось? Вот беда! Не ежик вовсе, а колючая дуга.
Но ты, дружок, не торопись: терпеньем и вниманием запасись.
Рисуем линию прямую под дугой, закрасим краскою пролет пустой.
Рисуем с боку треугольный нос, а с верху круг, чтоб яблоко он нес.
Внизу рисуем лапки, только вот беда! А где ж у ежика глаза?
Без них наш ежик пропадет: домой к ежатам он дороги не найдет.
Малыш, ты ежику сейчас же помоги – кисточкой на мордочке, глаз изобрази.
Был на кочку он похож, зато теперь, как настоящий еж.
Нарисуй ежиху – маму, нарисуй детей - ежат,
Пусть они под солнцем теплым на поляночке лежат!
• Нарисуем огурец, огурец-молодец.
Рядом с ним морковку примостим мы ловко.
Вот гороха стручки, сверху помидорка.
Овощной натюрморт – овощей здесь горка.
Но внимательней всмотрись, может это рыжий лис?
Ну, скорее не ленись, за работу берись,
Перед делом не пасуй, уши, морду дорисуй.
• Кого боится наш котенок?
Шипит, согнулся весь в дугу,
Хвост полосатый кверху вздернул,
И натянул, как на смычке струну.
Глаза округлил и усы торчком,
Мордашка нарисована крючком.
Прижал он ушки к кругленькой головке.
Сказать, кого боится наш котенок, мне неловко…
Он шел тропинкой, не спеша, и повстречал колючего ежа!
• Круг и петля - это сумочка моя,
Это груша для меня, это капелька одна!
Сверху, на боку лежит яйцо-
Нарисуй скорей его.
А теперь уши да лапы,
Это мишенька лохматый.
Вот другие лапы и пушистый хвост,
Ушки на макушке и смешливый нос.
Это лисенок, а это зайчонок,
А это рыжий, ласковый бельчонок.
Работу над схемами вела поэтапно. На первом этапе перед рисованием проводила предварительную работу:
- Вносила игрушку и читала о ней стихотворение (например, вносила игрушку котенка и читала стихотворение «Котенок и клубок»).
- Далее вместе с детьми рассматривали и обследовали игрушку тактильно.
- Составляли - делали игрушку при помощи обычных клубков, соединяя их пластмассовыми палочками – спицами.
- Определив, какие фигуры можно увидеть в игрушке, переходили к рассматриванию готовой схемы.
Здесь же предлагала выполнять ряд упражнений:
• Из геометрических фигур составить схему на специальной фоновой карточке, выбрав нужные по размеру фигуры.
• По точкам воспроизвести рисунок схемы.
• Дорисовать готовую схему, с недостающими деталями.
• Обвести схему одной линией, не отрывая карандаша от бумаги.
- Далее проводила показ последовательности рисования схемы на доске, листе бумаги или прозрачном планшете, в сопровождении стихоритма.
- Обращала внимание на размер, форму геометрических фигур и их направление (горизонтальная схема, вертикальная, с левого верхнего угла в нижний правый угол и т. д.).
- Наконец давала детям пробовать воспроизводить схему.
- Дальше нужно было «оживить» животное краской, цветными восковыми, масляными карандашами или пастелью по желанию детей.
Дети справлялись с этой работой. Игривые котята, забавные щенки, большеглазые совята радовали малышей, ведь нарисовали они их сами! Удручало только то, что дети рисовали животных лишь в той позе, что на схеме. Тогда внесла игрушку-забаву «Дергунчик». Лапы, уши, голова и хвостик стали «подвижными» и малыши увидели много вариантов изображения зверей. Теперь по речевой схеме «Лошадка» дети смогли нарисовать целое стадо пасущихся лошадей, где они щиплют травку, весело скачут по поляне, смотрят на свой хвостик. Дети легко стали рисовать семью лис, кошек, собак, медвежат и других животных.
Следующим этапом было то, что дети сами рисовали схемы, используя иллюстрации, картинки с изображением животных. Задача была не из легких. Начала с того, что устраивала тематические выставки в картинной галерее, подбирая иллюстрации Евгения Чарушина, Юрия Васнецова, Владимира Лебедева и других художников-анималистов: «Медведи», «Олени» «Косули», «Кошки» и другие. Рассматривая иллюстрации, обращала внимание детей не только на характер животных, их настроение, но и предлагала «увидеть» в фигуре животного геометрические фигуры и показать их, обводя указкой. Выкладывали прямо на иллюстрации геометрические фигуры, сопоставляя и подбирая их по размеру. Предлагала на листочках – пробниках изобразить свою схему, выбирая для этого «несложную» иллюстрацию (например, «Морж», «Сорока», «Утка»). И здесь снова помогли речевые схемы:
1. Посмотри на маму - утку, не найдешь ли в ней овал?
Я большую эту утку для тебя нарисовал.
Овал и голова и тело, рисуй дружок все это смело
«Курносый» хвост и длинный клюв и красные две лапки
И ходит утка босиком по бархатистой травке.
Скучает мама без ребят, ты, нарисуешь ей утят?
2. Посмотрите на сороку! Посмотрите - какова!
Вот овал, вот треугольник, округлена голова.
Треугольный нос огромный, треугольных два крыла,
Нарисуйте-ка сороку, ах красавица она!
3. Вот овал в моржовом теле, это правда, в самом деле.
В ластах треугольники, круглые глаза,
Не сидит наш морж на месте, словно егоза.
Ласты хлопают в «ладоши», ну какой же хороший!
Не сразу все получалось, были и разочарования у детей. Ребята старались определить, почему не получается: животное не похожее, схема – «не оживает», советовались друг с другом, обращались за помощью ко мне. Не у всех детей интерес к рисованию схем сохранился, ведь рисовать по готовой схеме легче. Но все же эти попытки не прошли бесследно – они помогли на следующем этапе – рисование схем по представлению и в силуэтном рисовании.
Каждая нарисованная схема обводилась одной плавной линией. Движение этой линии дети запоминали и рисовали сначала в воздухе, затем на листе бумаги или конторке, не рисуя схемы, а только представляя ее. Помогали такие игровые упражнения:
• Обведи рисунок через кальку.
• «Рассекречивание» рисунка по точкам.
• Не отрывай карандаш от листа бумаги, пока не обведешь весь рисунок.
• Увеличь или уменьши предмет на этом же листке.
• Дорисуй вторую часть рисунка.
• Дорисуй, что хочешь из квадрата, треугольника, круга или прямоугольника и т. д.
Игровые приемы и упражнения постоянные спутники развития воображения и творчества. Поэтому свои занятия выстраиваю на сюжете сказок. Так же использую «изюминки», которые помогают заинтересовать детей в освоении техники выполнения рисунка. В гости к детям приезжает принц и просит помочь нарисовать портрет Золушки, Королева - кисть приглашает в гости к себе и знакомит детей с декоративной росписью, путешествуем с детьми по городу «Мазилкино» с веселыми рисорушками и т. д. Нравится детям выступать в роли художников-иллюстраторов, создаем вместе с ними свои книги «Похождения веселого ежика», «Сказочная планета жевастиков». Сочиняем сказки все вместе по цепочке, а затем рисуем к ним иллюстрации. Выпускаем к праздникам газеты, создаем коллажи, выполняем работы для оформления утренников, спектаклей, рисуем эскизы костюмов, афиши и билеты к концертам.
Работаю по своей технологии уже более 28 лет, постоянно совершенствую ее, разрабатываю новые речевые схемы, рифмовки, дополняю ее новыми своими техниками : «Тканевая гипсопластика», «Рисунки по рельефной ткани». Чтобы малышам было интереснее экспериментировать с цветными красками, придумала «Сказку о красках» в стихах, где доходчиво рассказывается, как можно получать новые оттенки. А сказка «Город весёлых рисовушек» помогает начинающим художникам запоминать цветовую гамму, символы и формы. Удачно дополняет технологию, создаваемая мною развивающая среда студии: мольберты, доска, волшебное «Радужное дерево», «Цветовое ассорти», «Релаксационные подушечки» и многое другое. Все это помогает детям с легкостью изображать желаемые предметы, животных, людей, постройки и транспорт, объединяя их в своих сюжетных рисунках. Они научились умело располагать рисунок на листе бумаги, учитывая форму и размер. Экспериментируя с красками цветом, дети могут получать новые оттенки. Малыши стали более внимательными, инициативными, активными, у них резко снизился страх перед неудачей изображения предметов, и появилась уверенность в себе и своих возможностях. Так же улучшилась память, координация движений руки и мелкая моторика пальцев. При помощи стихоритмов и речевых схем дети научились рифмовать простейшие четверостишья, придумывать сюжеты сказок, разыгрывать представления с объемными самодельными игрушками из гипса. Вся проводимая работа, способствовала развитию у детей воображения, фантазии и творческого потенциала.
А это значит: не напрасно были приложены усилия и проведена вся эта работа. Хочется пожелать всем, кто заинтересуется этой технологией – «отыщите» в уголках своего забытого детства свои творческие возможности, разбудите свое, может быть уснувшее воображение, и тогда вместе с детьми творите, экспериментируйте и шагайте в прекрасный мир неизведанного. Удачи Вам и доброго пути по этой удивительной стране – «Детсадия»!