Екатерина Павлова
Технология критического мышления «Кубики Блума»
▼ Скачать + Заказать документы
Недавно я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления - разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Прием называется «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
Публикация «Технология критического мышления „Кубики Блума“» размещена в разделах
Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную (Знаю, психомоторную (Творю) и аффективную (Умею). То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Чтобы решить данную проблему, я сформировала гипотезу: Если активно применять кубик Блума в работе с детьми, то познавательное развитие детей будет совершенствоваться. Дети будут пополнять свой словарный запас, самостоятельно искать пути решения к проблеме, неординарно отвечать на вопросы, работать в коллективе.
Я поставила перед собой цель: Совершенствование познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста с использованием приема «Кубик Блума».
Для достижения поставленной цели мной были выявлены следующие задачи:
1. Разработать Кубики Блума для детей младшего дошкольного возраста по темам.
2. Познакомить детей с приемом «Кубик Блума».
3. Способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
4. Способствовать развитию словарного запаса и связной речи.
5. Учить выстраивать коллективные взаимоотношения с другими детьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
6. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
Новизна моего опыта заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а воспитатель партнером по деятельности. Новым методом в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста совместное применение приема «Кубик Блума» и «Круг вопросов».
Ожидаемые результаты моего проекта: Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Воспитанники проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляется желание наблюдать и экспериментировать.
Для достижения результатов, мною были разработан практический материал: Кубики Блума по темам образовательных деятельностей по познавательному и речевому развитию, дидактический материл для работы с кубиком Блума.
Используя теорию Б. Блума, в деятельность детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе, были включены приемы: «Кубик Блума» и метод технологии «Круг вопросов».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».
Грань «Назови» - Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?
Грань «Объясни» - Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему с разных сторон.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери?
Грань «Предложи» - Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день
Грань «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать?
Грань «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например: «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?
Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме для закрепления. Работа с кубиком строится следующим образом: педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии; ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
«Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям. Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.
Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.
При наблюдении на прогулке, я также использую Кубик Блума, детям нравится вовлекаться в игру, наблюдая за погодой, деревьями или каким-либо предметов.
Использование приема Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.
Также в своей работе я использую метод «Круг вопросов» с применением Кубика Блума. Этот метод помогает детям в сравнении предметов, развитии памяти, обогащении словарного запаса. Суть этого метода в том, что на круге написаны определенные вопросы, на которые дети должны ответить. Ребенок, бросая кубик Блума на котором нарисованы определенные объекты, должен ответить на все вопросы.
Освоение детьми способов формулировки вопросов дает положительный результат на занятиях по развитию речи детей, в частности в ответах на вопросы после прочтения художественного произведения, что было довольно трудной частью.
Совместное использование таксономии Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают прием «Кубик Блума» и «Круг Вопросов». А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.
Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель –начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе.