Папки-передвижки

Игровая технология развития логического мышления у детей 6–7 лет с использованием логических блоков Дьенеша

Людмила Бикчантаева
Игровая технология развития логического мышления у детей 6–7 лет с использованием логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

Концептуальные основы

Логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификации и сериации, количества. (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др.).

Идея предлогической подготовки, связанная с подготовкой мышления ребенка к конструированию простых логический высказываний. (А. А. Столяр и др.).

Публикация «Игровая технология развития логического мышления у детей 6–7 лет с использованием логических блоков Дьенеша» размещена в разделах

Методика включения в образовательный процесс занимательного материала математического содержания. Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста. (Учебно – методические издания З. А. Михайловой)

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая.

По основному фактору развития: комплексная, ассоциативная, социогенная.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.

По характеру содержания: воспитательно-обучающая.

По организационным формам: все формы совместной деятельности воспитателя с детьми с преобладанием индивидуальных и групповых форм.

По типу управления: система малых групп.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества с элементами свободного воспитания.

По доминирующему методу: игровая.

По направлению модернизации: активизация.

По категории воспитанников: массовая, старшие дошкольники.

[i]Схема игровой технологии развития логического мышления детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша[/b][/i]

Целевой модуль

Цель: развитие элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у детей 6-7 через использование логических блоков Дьенеша

Задачи:

-формирование основных приемов логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование;

-развитие у детей умения рассуждать, доказывать; развитие познавательных интересов, творческого воображения;

-воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Содержательный модуль

1 блок – «Необычное знакомство»

2 блок – «Смотри, играй, запоминай»

3 блок – «Волшебные карточки»

Процессуально – деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет, воспитатели, родители

Средства: обучение в форме специально организованных занятий; совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность детей; проблемные ситуации, занимательные - задачи, вопросы, логико-математические сюжетные игры; экспериментирование и исследовательская деятельность

Методы: игровые в комплексе с проблемными, исследовательскими, ситуационными, комплексный метод руководства игрой

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением)

Диагностико-результативный модуль

Результат: достижение более высокого уровня развития логического мышления как способов познавательной деятельности.

Диагностические методы: наблюдение за детьми в свободной самостоятельной деятельности, дидактические игры Е. А. Носовой «Помоги муравьишкам», «Где чей гараж», «Загадки без слов», «Раздели блоки»

На первом этапе предполагается организация знакомства детей с содержанием обучающей игры. При помощи восприятия дети познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу или образцу.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Ребята воспринимают в предмете новые качества и свойства, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи?» и «Чем отличаются?» Например, перед детьми лежат блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Чем похожи эти фигуры? Ребенок отвечает: «Это круг, и это круг, и это круг». Педагог: «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». Педагог: «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети: «Этот маленький, а этот большой».

– «Правильно, и по величине они разные».

Аналогичным образом дети устанавливают различия фигур по толщине. Постепенно они овладевают сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

На втором этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагается найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству (по форме). Далее предлагается найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме). После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, например - квадратный синий большой блок. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер). И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

На третьем этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

Так, цвет изображается пятном. Величина – силуэтом домика (большой, маленький). Форма – соответственно контурами фигур. Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый).

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки. Пользуясь карточками, ребята называют «имя» каждого блока, т. е. перечисляют его признаки. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывают друг другу фигуру, которую необходимо отыскать. Дети могут придумать и нарисовать свою схему, или обозначить свойства фигур словами. В игру включается соревновательный элемент. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декодирование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

После того, как дети познакомятся со знаками, можно вводить игры на заполнение таблиц. Воспитателем готовятся таблицы, каждая из которых позволяет отражать возможные сочетания двух, трех или четырех определенных признаков.

Игровая задача – как можно быстрее и правильнее найти домик для каждой фигуры. Победитель может быть определен в ходе индивидуального, парного или группового первенства.

Значительно усложняет предыдущий вариант игры введение значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест накрест соответствующего кодирующего рисунка. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Детям можно предложить найти фигуру по определённой схеме. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Формы работы с родителями

- совместные познавательные игры детей и родителей;

- консультации;

- родительское собрание;

- мастер – классы;

- буклеты, памятки, биллетни.

Комплексно-тематический план

Месяц Игры и игровые упражнения Логико-математические умения

Сентябрь

«Познакомьтесь - это я»

Закрепляем знания о геометрических фигурах, величине, форме, цвете

«Бабочки красавицы», «Друзья -ушастики», «Разноцветные зайчата», «Домики»

Ориентируемся на форму, размер, цвет и составляем силуэты из блоков

«Загрузи вагоны», "Найди все фигуры (блоки, как эта" (по цвету, по размеру, форме).

Делим на группы по-разному (по цвету, по форме, по размеру, по толщине)

«Угощение для медвежат», "Найди не такую фигуру, как эта" (по цвету, по форме, размеру).

Подбираем блоки с другими свойствами (другой формы, другого цвета)

Октябрь

«Помоги муравьишкам» 1, 2, 3, «Угадай-ка» 1, 2, 3; «Найди клад» 1, 2, 3

Анализируем и выявляем свойства, пользуемся знаками-символами

Ноябрь

«Дорожки»1, 2, 3; «Домино» 1, 2, 3; «Найди пару» 1, 2, 3; «Две дорожки» 1, 2, 3; «Поймай тройку»

Анализируем, сравниваем, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам

Декабрь

«Где чей гараж» 1, 2, 3, «Засели домик» 1, 2, 3

Ориентируемся на знаки – символы свойств, разбиваем и группируем по несовместимым свойствам

Январь «У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок?» 1, 2, 3 Анализируем, сравниваем, находим закономерности

Февраль

«Строите дорог» 1, 2, 3, «Вырастим дерево» 1, 2, 3

«Фантазеры» 1, 2, 3; «Сократи слово»

«Читаем» схемы, следуем правилам

Март

«Помоги фигурам выбраться из леса», «Построим дом» 1, 2, 3

«Лото» 1, 2, 3

Ориентируемся на знаки – символы отрицания свойств и расшифровываем (декодируем) свойства

Апрель

«Загадки без слов» 1, 2, 3, «Где спрятался Джерри?» 1, 2, 3

«Угадай фигуру»

Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки

Май

«Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»

Разбиваем и группируем по совместимым свойствам; характеризуем группы, пользуясь словами (логическими операторами) «все», «не», «и», «или»

Публикации по теме:

Cеминар-практикум для педагогов Игра — вещь серьезная! Развиваем математическое мышление2 Cеминар – практикум для педагогов «Игра – «вещь» серьезная!» (развиваем математическое мышление). Автор: Варкентин Светлана Валентиновна.

Игровое пособие «Природный-рукотворный мир»Игровое пособие «Природный-рукотворный мир» Игровое пособие «Природный – рукотворный мир» Пособие сделано из ватмана который делится на три сектора: Природный мир Неживая природа Рукотворный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая технология развития логического мышления у детей 6–7 лет с использованием логических блоков Дьенеша
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 12:35
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая технология развития логического мышления у детей 6–7 лет с использованием логических блоков Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Бикчантаева (УИ 104371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД