Корсакова Лилия
Технология коллекционирования в детском саду. Совместные коллекции детей и родителей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках практики развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности мы заинтересовались такой технологией как "коллекционирование". Результат технологии коллекционирования – создание коллекций. Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, поскольку коллекционировать можно все, что угодно. Дети совместно с родителями, при поддержке и активном участии воспитателя создали коллекции ткани, бумаги, монет, открыток, следов животных, растений нашей местности, пуговиц, кукол, семян фруктов.
Публикация «Технология коллекционирования в детском саду, Совместные коллекции детей и родителей средней группы» размещена в разделах
Цель технологии «коллекционирования» - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.
Задачи:
-формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
-формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
- способствовать проявлению избирательных интересов;
-расширять кругозор воспитанников;
-прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;
-формировать бережное отношение к хранению коллекций;
-обогащать и активизировать словарь детей;
-активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Группы коллекций.
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома самостоятельно или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних коллекций - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).
Коллекционирование – это процесс, включающий в себя четыре последовательных этапа:
1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями. Воспитатель формулирует идею, цель и задачи, обосновывает их для родителей. Дети погружаются в идею коллекционирования, вживаются в предложенную игровую ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи у воспитателя в диалоге.
2. Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности. Воспитатель создает условия для продуктивной деятельности детей. Предлагает группы детей или индивидуальную работу, распределяет роли, ответственность при необходимости, советует формы презентации результатов, итогов работы. Дети осуществляют распределение по группам с помощью взрослого, распределяют ответственность, выбирают формы и способы презентации полученных результатов совместно с родителями.
3. Продуктивная деятельность дома или в детском саду. Воспитатель отвечает на вопросы детей, подсказывает, показывает, советует, помогает, деликатно контролирует, обогащает знания детей, повышает их эрудицию, обсуждает с детьми презентацию, помогает в создании выставки. Дети при участии родителей выполняют свою работу в рамках выбранной темы, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления, ищут необходимые и недостающие знания, готовят выставку – презентацию.
4. Презентация выставки собранных предметов. Воспитатель обобщает полученные результаты и подводит итоги, поощряет каждого участника. Родители, презентуя коллекцию своей семьи, становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Хранение коллекции. В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; все объекты должны быть систематизированы по категориям.
Использование коллекции:
-в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира;
-в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры;
-в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд;
-в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;
-в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т. п. ;
-в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества – рисунки, аппликации, макеты;
-в конструировании.
Наши коллекции.