марина мелузова
Технология использования дидактических игр в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Технология использования дидактической игры в воспитании
дошкольников
Технология дидактической игры представляет собой конкретную методику проблемного обучения. Наряду с этим игровая деятельность дошкольников имеет важное свойство, когда познавательная деятельность становится самодвижением, так как информация поступает не извне, а представляет собой внутренний продукт и результат этой деятельности. Это говорит о том, что полученная информация порождает новую, которая так же влечет за собой следующее звено до тех пор, пока не достигается конечный результат обучения [10].
Публикация «Технология использования дидактических игр в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Дидактическая игра как средство развития умственной деятельности дошкольников имеет большие потенциальные возможности, среди которых мы можем выделить следующие:
1. Активизация познавательных процессов.
2. Воспитание интереса и внимательности дошкольников.
3. Развитие способностей.
4. Введение детей в жизненные ситуации.
5. Обучение дошкольников действовать по правилам и развитие любознательности.
6. Закрепление знаний, умений и навыков [19].
Общей структурой дидактической игры являются ее компоненты:
• Мотивационный – потребности, мотивы и интересы, которые определяют желание дошкольников участвовать в игре.
• Ориентировочный – выбор средств игровой деятельности.
• Исполнительный – действия и операции, которые дают возможность реализовывать поставленную игровую цель.
• Контрольно-оценочный – коррекция и стимулирования активности игровой деятельности [9].
В структуре игры выделяется игровая задача, которая осуществляется дошкольниками в процессе игровой деятельности. А две задачи – дидактическая и игровая способствуют отражению взаимосвязи обучения и игры. Заметим, что в отличии от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в процессе дидактической игры ее осуществление протекает посредством игровой задачи, определяя игровые действия и переходя в задачу для самого ребенка, возбуждая его желание и потребность решить ее, активизируя тем самым игровые действия.
Присутствие дидактической задачи определяет обучающий характер игры, направляет дошкольников на активизацию познавательной деятельности за счет обучающего содержания [37].
Правильно построенная игра дает возможность обогащать процесс мышления дошкольников, развивать саморегуляцию и укреплять волю детей, она так же приводит к самостоятельным открытиям и решениям проблем.
Технология применения дидактической игры в процессе умственного развития предполагает ее разделение на несколько стадий, среди которых следующие:
1. На первой стадии у ребенка появляется желание играть и активно действовать. Для этого можно использовать разные приемы, позволяющие вызвать интерес к игровому процессу – беседы, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре и прочее. Все это способствует так же тому, что происходит развитие общения, на основе которого протекает формирование таких необходимых качеств как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь и соперничество. Тем самым педагог вызывает интерес к игре, создавая радостное ожидание новой интересной игры.
2. На второй стадии дидактической игры дошкольник обучаются выполнять игровую задачу, изучают правила и необходимые действия. Педагог в этом процессе выступает не только наблюдателем, но так же является равноправным партнером, которые своевременно может прийти на помощь и справедливо оценивать поведение дошкольников в игре.
3. На последней – третьей стадии происходит закладывание основ необходимых качеств - честности, целеустремленности, настойчивости, способности переживать неудачу, умение радоваться своему успеху и успеху товарища [30].
Таким образом, посредством игр выявляются индивидуальные особенности дошкольников, вместе с педагогическим воздействием на нежелательные проявления характера воспитанников. Наряду с этим происходит развитие необходимых компонентов для дальнейшего обучения в школе:
• Интеллектуальный – развитие умственных способностей дошкольников.
• Мотивационный – стремление узнавать новое.
• Практические – реализация применения полученных знаний и умений в повседневной жизни [28].
Следует так же заметить, что дидактическая игра должна является не только формой усвоения отдельных знаний или умений, но так же оказывать воздействие на общее развитие детей, служить средством формирования его способностей.
В связи с этим к педагогам предъявляется ряд требований, которые необходимо выполнять при организации дидактических игр. Так, на первых порах усвоения детьми новых видов дидактических игр одним их важных условий их развития считается проведение совместной игры педагога с детьми, в которой он будет выступать в роли ведущего. Таким образом дети смогут при помощи ведущего успешно выполнять игровые действия. И важным моментом является то, что выигрыш в игре не должен выделяться, так как дети младшего дошкольного возраста не нуждаются в праве на преимущественную активность в игре [18].
В более старшем дошкольном возрасте педагогу необходимо стимулировать самостоятельности детей в игровом процессе. Важно применять достаточное количество игрового материала для избегания конфликтных ситуаций, которые способствуют разрушению игры детей в таком возрасте.
К среднему дошкольному возрасту дети постепенно усваивают умение осуществления совместных игровых действий по правилам, внимание к которых увеличивается по причине присутствия сверстника. Овладевая содержанием дидактической игры под непосредственным руководством педагога, дошкольники начинают проявлять активное внимание к играм других детей и интересуются ими более продолжительный период времени [26].
Заметим, что дети в младшем дошкольном возрасте способны легче принять и соблюдать правила подвижных игр. Вместе с этим, правила, которые предусматривают движение, близки детям в этом возрасте. Поэтому здесь важна фиксация внимания дошкольников на достижение результата игры, так как ребенок в это время реализует свою потребность в общении в процессе самой игры, тем самым обогащая свой игровой опыт.
К старшему же дошкольному возрасту дети могут принимать участие в совместных дидактических играх, которые имеют конкретные правила. Однако для эффективного овладения игровыми умениями и навыками, они нуждаются в помощи педагога. Воспитатель, принимая участие в игры в этот возрастной период, может помогать устанавливать между дошкольниками партнерские отношения, делать содержание игры понятным и доступным ребенку. Вместе с этим, важно понимать, что объяснения и показ взрослого в силу его авторитета воспринимаются дошкольниками как абсолютно правильные, поэтому постепенно нужно передавать роль ведущего детям [22].
Следует отметить, что начиная со среднего дошкольного возраста, дети могут принимать правила игры без их сюжетного оформления. Однако для участия в совместных играх им нужно усвоить правила, которые устанавливают и регулируют совместную деятельность и порядок получения выигрыша. Но очень важным моментом является необходимость поощрения всех участников игры.
Важно так же то, что по мере усвоения дошкольниками игровых умений, педагог должен переходить в роль наблюдателя за игрой. Такие наблюдения могут выступать как источник информации о процессе развития дошкольника, при изучении эффективности своего педагогического мастерства, а так же поможет определить индивидуальные и возрастные особенности детей в дошкольном возрасте [24].