Мария Погребская
Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста и практика применения
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте определены ФГОС ДО
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) задекларировано, что работа воспитателя должна быть направлена на форми-рование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Образователь-ные отношения, используемые в практике моей работы отходят от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивают в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Я стараюсь «зарождать» в детях мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряю их природную любознательность.
Публикация «Технология исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста и практика применения» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- Темочки
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в СПДО КГАНОУ КЦО состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления
Это не значит, что я вижу в подопечных только будущих профессиональных исследова-телей, экспериментаторов и учёных, я даю ребятам ощутить восторг открытия. Считаю, что неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде, правильно -позволять им открывать мир заново.
Задачи познавательного развития в СПДО КГАНОУ КЦО:
• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
• формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, раз-мере, структуре, звучности и т. д.);
• развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, класси-фикация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной ин-формации;
• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
• формирование и совершенствование навыка работы с различными инструмен-тами, развитие мелкой моторики.
СЛАЙД2
Формы организации исследовательской деятельности в СПДО КГАНОУ КЦО :
Коллективная:
НОД, направленная на развитие исследовательской деятельности, проводится в группо-вой форме.
Подгрупповая: исследовательская работа воспитанников осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов ис-следования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
Индивидуальная:
Организуются задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуаль-ном порядке с ребенком, по необходимости.
СЛАЙД3
Методы и приёмы, используемые мною в практической работе с детьми :
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности для меня наиболее актуальными являются:
Эвристический метод:
Я в своей работе часто создаю проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, ак-тивизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические бе-седы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время го-да ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».
Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, из-влечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольстви-ем участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинаю проводить опыты с детьми младшей группы, стараюсь по достиже-нии моими воспитанниками группы старшего дошкольного возраста развить желание -самостоятельно экспериментировать. Считаю, что этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, спо-собствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Проектная деятельность.
Этот вид работы подразумевает, в моем понимании, совместную исследовательскую ак-тивность детей и педагога и, как вариант, родителей.
Этапы исследовательской деятельности дошкольников :
Этап исследования Пример структуры исследования «Можно ли вырастить в орбзах рассаду?»
Постановка проблемы Выяснить, прорастет ли семечко
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты
решения проблемы, приходят ко мнению,
что нужно провести наблюдение
Выдвижение гипотез Ребята размышляют, как можно сделать
этот процесс
Проверка гипотезы Каждый воспитанник разводит в баночке
с водой пищевой краситель, ставит в раствор
лист китайской капусты или
цветок белой гвоздики.
Анализ полученного ре-зультата Утром ребята видят, что капустные листы
(гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы,
в которых они простояли ночь.
Формулирование выво-дов Вода поднимается по стеблю к верхушке растения.
Соответственно, если растение произрастает в почве,
то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.
Виды познавательно-исследовательской деятельности в СПДО КГАНОУ КЦО :
Вид познавательно-исследовательской дея-тельности Примеры реализации данной технологии в работе с
детьми дошкольного возраста :
Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей
по решению проблемных вопросов.
Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?»,
«Почему распускаются почки на деревьях?»,
«Почему не тонет в речке мячик?»,
наблюдениях (за природными явлениями и объектами,
простыми веществами).
Учебно-познавательная Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи игровой технологии,
в дидактических играх на совершенствование пространственного,
предметного, аналитического мышления;
самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.
Познавательно-практическая Стихийная или организованная педагогом деятельность
воспитанников по получению информации практическим путём.
Реализуется в опытах и экспериментах.
Предметно-исследовательская Совместная или самостоятельная деятельность
воспитанников по установлению причинно-следственных связей
в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов.
Реализуется в исследованиях различных материалов
(ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила,
живых существ и растений в процессе роста,
явлений природы в течение года.