Ирина Веревкина
Технология исследовательской деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
ФГОС рекомендует направлять работу воспитателя на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Цель педагога - зародить в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощрять любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Публикация «Технология исследовательской деятельности в детском саду» размещена в разделах
Слайд 2
Цель исследовательской деятельности – в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.
Исследовательская деятельность в разных видах деятельности способствует:
• Обогащению памяти ребенка, активизации его мыслительных способностей
• Развитию речи ребенка
• Накоплению фонда умственных приемов и операций
• Формированию и развитию самостоятельности
• Способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата
• Развитию эмоциональной сферы ребенка, его творческих способностей
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что мы видим в наших подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, но мы даём ощутить восторг открытия, учим открывать мир заново.
Желание исследовать окружающий мир зарождается в раннем детстве и выражается в экспериментировании с вещами, в ходе которого формируется восприятие, классификация предметов окружения по цвету, форме, назначению, ощущению; осваиваются сенсорные эталоны, оттачиваются простые орудийные действия. Познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, наблюдения, любые другие способы освоения нового. Эта деятельность проявляется также в виде вербального исследования вопросов взрослым: почему? Зачем? Как?
Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Слайд 3
Задачи исследовательской деятельности:
• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
• формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
• развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
• формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники способны проводить длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Слайд 4
Формы организации
Коллективная: занятие проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
• доступности
• структурности
• непродолжительности
Подгрупповая: исследовательская работа осуществляется в подгруппах
Индивидуальная: организация задания в индивидуальном порядке
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
• Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, в котором:
1. каждый воспитанник участвует в процессе исследования,
2. озвучивается постановка проблемы, основной части решения этой проблемы и подведение итогов,
3. воспитатель предупреждает переутомляемость, вводит в ход занятия игровые элементы и физические упражнения.
• Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
• Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее, если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Слайд 5
Методы и приёмы
• Эвристический метод
• Наблюдение
• Опыты и эксперименты
• Проектная деятельность
• ТРИЗ-технологии
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
Эвристический метод.
Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.
Наблюдение.
Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты.
Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Проектная деятельность.
Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
ТРИЗ-технологии.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
Слайд 6
Мотивирующее начало занятий
• Стремление к обретению новой информации
• Активация внимания на проблемной ситуации
• Использование наглядного материала (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии,
• Проведение подвижных и дидактических игры, тематических физкультминуток и пальчиковых гимнастик, бесед,
• Создание сюрпризных моментов.
Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются уже в первые годы жизни. У старших дошкольников тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.
Важно организовать занятие по познавательной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.
Слайд 7
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ
Исследовательскую деятельность сопровождает документирование полученной информации:
• Исследовательские карточки (специальные бланки, которые составляются в картотеку наблюдений и опытов).
• Личный дневник наблюдений
• Стенды (вывешивание плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами)
• Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований.
В поисках решения проблемы используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии, проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации. В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к которым они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
• Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
• Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
• Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
• Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.
Слайд 8
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности
• умение формулировать проблемы воспитанниками;
• грамотное формулирование вопросов;
• построение алгоритма действий для решения проблемы;
• выдвижение гипотез;
• выбор способов исследования;
• умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
• наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
• степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
• способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов, грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Вывод: В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности
Не входит в презентацию
Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду
Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:
1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.
3. В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию
Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников
Этап исследования Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в старшей группе детского сада
Постановка проблемы Выяснить, каким образом растения потребляют воду.
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды каким-либо растением.
Выдвижение гипотез Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).
Проверка гипотезы Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель, ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.
Анализ полученного результата Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.
Формулирование выводов Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Вид познавательно-исследовательской деятельности Примеры реализации в работе с дошкольниками
Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?», наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).
Учебно-познавательная Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.
Познавательно-практическая Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.
Предметно-исследовательская Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила, живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.