Елена Володина
Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результат
▼ Скачать + Заказать документы
Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата.
Володина Елена Васильевна
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Темочки:
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.
В процессе познавательной деятельности дети расширяют свои представления не только о своей родине и родном крае, а также познают историю в определенных временных рамках прошлого и настоящего.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Методы и приемы организации исследовательской деятельности :
• эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;
• наблюдения и опыты;
• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;
• фиксация результатов : наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
• использование художественного слова.
Виды познавательно-исследовательской деятельности :
• Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира) .
• Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему)
• Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.
Эффективность.
Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности, потребности в познании.
На собственных наблюдениях, опытах, установлении закономерностей у детей стимулируется познавательная активность и любознательность, возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация) .
Активизируется восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Формируется целостная картина мира и основы культурного познания им окружающего мира.
В своей работе использую форму «Путешествие по «реке времени».
Это одна из форм технологии исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленная на применение временных отношений (историческое время) от прошлого к настоящему.
«Путешествие по реке времени» – это формирование в воображении ребенка образа истории определенного объекта через «метки» – символы.
Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город». Произошло знакомство детей с родным краем, родным городом, с его историей, достопримечательностями, с людьми, которые в нем живут.
Начальным этапом исследования было реальное место – родной край. В ситуации «круглого стола» произошло «вхождение в тему». На этом этапе использовался иллюстративный и предметный материал: фотографии, открытки, путеводители, карточки разного размера. Проводила с детьми активное обсуждение, нахождение связей, анализ, сравнение.
Следующим этапом проходила работа в подгруппах. Подгруппы детей ведут свои исследования, а потом объединяются за «круглым столом» для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Панно «река времени» вывешено для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей.
Форма исследовательской технологии «Путешествие по карте».
Цель формы «Путешествие по карте» : обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире.
Данная форма исследования помогла создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной стране, родном крае) .
«Путешествие по карте» создает в воображении ребенка живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» – символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия) .
Содержание усваивается детьми тогда, когда оно применяется в самостоятельной деятельности. Дети могут легко подойти, рассмотреть карту полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами, которые имеют свое постоянное место в группе, Исследование по карте является продолжением сюжетной игры в путешествие.
Через «Путешествие по карте» происходит освоение пространственных схем и отношений, формирование представления о пространстве мира.
Форма «Детское экспериментирование».
Экспериментирование — эффективная форма обучения детей исследовательской деятельности во всех видах повышения самостоятельности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка во время прогулок, экскурсий.
У детей развивается творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться с взрослыми и сверстниками.
Важнейшей задачей становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.
Развивающая среда.
В группе для экспериментирования созданы центры:
центр «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом.
«Почемучка» дети проводят опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскопы. Оборудование для исследовательской деятельности.
Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения.
Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
Сотрудничество с родителями.
Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
Для повышения педагогической грамотности в вопросе социально-коммуникативного развития ребё нка для родителей организую:
Тематические папки. Анкетирование. Индивидуальные беседы. Консультации. Папки-ширмы. Круглый стол.
Это позволило родителям создать в группе мини-музей «Мой дом – мой родной город», экспериментальную зону, собраны коллекции открыток о природе, оформлены альбомы о родном крае, его достопримечательностях.
Вывод.
Применение технологии исследовательской деятельности дает положительную динамику роста развития воспитанников, которое прослеживается при систематическом проведении мониторинга.
Это способствует развитию у детей поисково-исследовательской активности. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросла познавательная активность и интерес к миру.