Приложение МААМ

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результат

Елена Володина
Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результат
▼ Скачать + Заказать документы

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата.

Володина Елена Васильевна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Публикация «Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результат» размещена в разделах

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

В процессе познавательной деятельности дети расширяют свои представления не только о своей родине и родном крае, а также познают историю в определенных временных рамках прошлого и настоящего.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

• эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

• наблюдения и опыты;

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

• фиксация результатов : наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• использование художественного слова.

Виды познавательно-исследовательской деятельности :

• Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира) .

• Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему)

• Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.

Эффективность.

Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности, потребности в познании.

На собственных наблюдениях, опытах, установлении закономерностей у детей стимулируется познавательная активность и любознательность, возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация) .

Активизируется восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Формируется целостная картина мира и основы культурного познания им окружающего мира.

В своей работе использую форму «Путешествие по «реке времени».

Это одна из форм технологии исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленная на применение временных отношений (историческое время) от прошлого к настоящему.

«Путешествие по реке времени» – это формирование в воображении ребенка образа истории определенного объекта через «метки» – символы.

Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город». Произошло знакомство детей с родным краем, родным городом, с его историей, достопримечательностями, с людьми, которые в нем живут.

Начальным этапом исследования было реальное место – родной край. В ситуации «круглого стола» произошло «вхождение в тему». На этом этапе использовался иллюстративный и предметный материал: фотографии, открытки, путеводители, карточки разного размера. Проводила с детьми активное обсуждение, нахождение связей, анализ, сравнение.

Следующим этапом проходила работа в подгруппах. Подгруппы детей ведут свои исследования, а потом объединяются за «круглым столом» для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени» вывешено для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей.

Форма исследовательской технологии «Путешествие по карте».

Цель формы «Путешествие по карте» : обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире.

Данная форма исследования помогла создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной стране, родном крае) .

«Путешествие по карте» создает в воображении ребенка живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» – символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия) .

Содержание усваивается детьми тогда, когда оно применяется в самостоятельной деятельности. Дети могут легко подойти, рассмотреть карту полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами, которые имеют свое постоянное место в группе, Исследование по карте является продолжением сюжетной игры в путешествие.

Через «Путешествие по карте» происходит освоение пространственных схем и отношений, формирование представления о пространстве мира.

Форма «Детское экспериментирование».

Экспериментирование — эффективная форма обучения детей исследовательской деятельности во всех видах повышения самостоятельности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка во время прогулок, экскурсий.

У детей развивается творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться с взрослыми и сверстниками.

Важнейшей задачей становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

Развивающая среда.

В группе для экспериментирования созданы центры:

центр «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом.

«Почемучка» дети проводят опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскопы. Оборудование для исследовательской деятельности.

Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения.

Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

Сотрудничество с родителями.

Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Для повышения педагогической грамотности в вопросе социально-коммуникативного развития ребё нка для родителей организую:

Тематические папки. Анкетирование. Индивидуальные беседы. Консультации. Папки-ширмы. Круглый стол.

Это позволило родителям создать в группе мини-музей «Мой дом – мой родной город», экспериментальную зону, собраны коллекции открыток о природе, оформлены альбомы о родном крае, его достопримечательностях.

Вывод.

Применение технологии исследовательской деятельности дает положительную динамику роста развития воспитанников, которое прослеживается при систематическом проведении мониторинга.

Это способствует развитию у детей поисково-исследовательской активности. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросла познавательная активность и интерес к миру.

Публикации по теме:

«Как воспитать гения?» Технология проектной деятельности Как вырастить маленького гения? Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, самостоятельно искать ответы на вопросы! С рождения.

Технология детского экспериментирования, как средство развития ребенка «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» утверждают.

Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ "Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ" Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку,.

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Консультация для педагогов «Использование метода ТРИЗ для достижения идеального результата» Технология ТРИЗ уже почти забыта Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления.

Педагогическая технология игры как средство формирования качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста В настоящее время возрос интерес к проблеме социализации детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленными.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников»Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников» Актуальность Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей.

Технология проектной деятельности старший воспитатель Булгакова Н. В. МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо.

Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ" Родничок" г. Пермь Современное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результат
Опубликовано: 5 мая 2016 в 16:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результат» (включая файлы) размещена пользователем Елена Володина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД