Наталья Шихалева
Проект «Технология «Интерактивная стена»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Понятие «формирование логико – математических представлений» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей логико – математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура.
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия.
Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их.
Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.
Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Актуальность данной темы в том, что формирование первичных логико – математических знаний у детей раннего возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения. Одной из таких форм является обучение детей с помощью интерактивной стены, как пространства для дидактических игр и упражнений с логико – математическим содержанием. Проведя опрос родителей (законных представителей) была выявлена потребность сделать акцент на дидактические игры, развивающие элементарные логико – математические представления у детей.
Наблюдая за детьми раннего возраста, был выявлен интерес к играм на интерактивной стене выполненных из фетра.
Цель проекта развитие познавательной мотивации у детей раннего возраста через дидактическую игру.
Задачи проекта:
Практическая значимость заключается в использовании дидактических игр при проведении непосредственной образовательной деятельности по формированию логико-математических представлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию математических представлений детей раннего возраста.
Дидактическая игра «Лиса и заяц»
Задачи: развивать умения различать предметы контрастной длин и обозначать их словами - длинный, короткий, высокий, низкий; формировать умение конструировать из геометрических фигур (квадрата, круп
треугольника, группировать предметы разной величины; совершенствовать предметные действия.
Материалы: геометрические фигуры (большой и маленький квадрат большой и маленький треугольник, большой и маленький круг, палочек (длинные, короткие).
Ход.
Посмотрите, из леса к нам пришли животные.
Кто это? (Лиса)
Лиса какая? (Большая, рыжая.) Какой у неё хвост? (Длинный.)
Кто это? (Заяц.)
Заяц какой? (Маленький, серый.) Какой у него хвост? (Короткий.)
Игра «Домики для животных» (конструирование из геометрически фигур)
Ребята, где живут лиса и заяц? (в лесу, в домике)
Посмотрите, какой дом для лисы, а какой для зайца? (показать картинки маленького и большого домов)
Какой у лисы дом? (большой)
Какой у зайца дом? (маленький)
Давайте сравним (накладывают дом на дом)
Сделаем большой дом для лисы, маленький дом для зайца.
Из чего состоит дом? (крыша, корпус и окно)
Какую фигуру возьмем для крыши? На какую геометрическую фигуру она похожа? (треугольник) Основная часть? (Квадрат) Окно? (круг)
Детям предлагаются разные геометрические фигуры (большой и маленький квадрат, большой и маленький треугольник, большой и маленький круг, а также картинку с изображением дома лисы и зайца.
Игра «Заборчик»
У лисы дом за высоким забором. Сделаем забор из длинных палочек.
У зайца дом за низким забором. Сделаем забор их коротких палочек. Динамическая разминка по стихотворению «По дорожке, по дорожке…» "По дорожке, по дорожке"
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Рефлексия
Ребята, кто к нам пришел из леса? (лиса и заяц)
Какая лиса? (большая, рыжая) Какой заяц? (маленький, серый)
Что мы сделали для животных? (домики)
Какие домики? (Лисе большой, зайцу маленький)
– Вы большие молодцы, справились с заданиями.
Дидактическая игра «Цыплёнок. Круг»
Задачи: познакомить с фигурой круг, внешними признаками круга, учить выделять большие и малые круги, дифференцировать круги по размеру, по цвету; формировать умение конструировать из геометрических фигур (кругов, треугольников, группировать предметы разной величины.
Материалы: геометрические фигуры (большой и маленький жёлтый круг, большой и маленький красный треугольник, маленький синий круг); круги большие и маленькие красного, жёлтого, синего и зелёного цветов, картинка с изображением цыплёнка.
Ход.
Посмотрите, к нам в гости пришла мама-курица!
А что случилось? (дать детям время ответить, возможно, они заметят, что цыпленка нет) Ой, кажется, у нее беда!
Куда же мог деться ее малыш?
Что мы можем придумать, чтобы помочь маме-курице найти цыпленка?
Какой цыпленок? Расскажите мне о нем? (Дети описывают цыпленка - цвет, размер, поведение)
Давайте найдём все части и соберём цыпленка.
Игра "Собери цыпленка"
Какой замечательный цыпленок у нас получился! (После сборки цыпленка)
Игра "Собери круги"
Наши гости долго шли и, наверное, проголодались. Что мы можем сделать? (накормить их)
Что вы видите? (Показать горошины)
А на что это похоже? Какие это горошины?
Чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете? (дети сравнивают горошины по размеру, цвету)
Мама-курица большая, а цыпленок маленький. Как вы думаете, какими горошинами лучше покормить маму-курицу, а какими – цыпленка? Почему?
Давайте покормим наших гостей! Вам понравилось кормить курицу и цыпленка?
Курица и цыпленок сыты и теперь хотят с вами поиграть! А вы хотите поиграть?
Динамическая разминка " Озорной цыпленок" Игра "Что лишнее?"
А теперь мама-курица хочет проверить, какие вы внимательные. Посмотрите на эти круги, какой круг здесь лишний?
Почему вы так думаете?
Вы молодцы, отлично справились!
Рефлексия
Скажите, кто приходил к нам в гости сегодня?
Что мы делали? Что вам больше всего понравилось?
Выводы
В процессе дидактической игры на интерактивной стене у детей появляется интерес к новым формам подачи материала, вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.