Ольга Хваткова
Технология игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Технология игровой деятельности.
(Губанова Н. Ф., Касаткина Е. И)
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
призваны изменить» А. М. Горький.
Пояснительная записка.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний и коррекционно-восстановительный процесс.
Публикация «Технология игровой деятельности» размещена в разделах
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника.
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. Касаткина Е. И. отмечает влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.
Актуальность.
Единственный язык, который легко дается детям- это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Цель: Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий);
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
По мнению Касаткиной компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Губанова считает, что нужно уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Планируемые результаты освоения технологии :
- Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Литература:
1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : Методическое пособие. - М. :Мозаика-Синтез, 2006-2010 г. г.
Игротека «Дымковские чудеса»
Цель: Формирование познавательной активности и игровых умений посредством игровой ситуации.
Задачи:
Формировать умение создавать задуманный образ.
Закрепить навыки составления узора используя заменители (набор Фребеля, украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты дымковской игрушки.
Воспитывать интерес к народному искусству, партнерские взаимоотношения.
Развивать глазомер, чувства цвета, формы, пропорций.
Предварительная работа: Просмотр видеоролика «Дымковская деревня», «Знакомство с Дымковской игрушкой», беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи, художественная деятельность. Игры с набором Фребеля.
Оборудование: Дымковские игрушки, заготовки с изображением Дымковских барышень, наборы Фребеля, д/и «Наряди барышню», «Собери фигурку», аудиозапись с полевками, цветные ленточки, обруч.
Ход игровой ситуации:
Входит дымковская барышня
Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Правильно - я дымковская барышня. Я знаю, что вы знакомы с дымковской росписью и мне это мне очень приятно. Сегодня я пришла с вами поиграть и посмотреть умеете ли вы создавать дымковский узор и знаете ли дымковские игрушки.
Д/игры «Наряди барышню», «Собери фигурку». / /
Девочкам предлагается подобрать наряд для барышни (юбку, головной убор). ( Л Ж Мальчики собирают пазлы: дымковский индюк, конь, олень.
Затем можно поменять игры.
Дымковская барышня: Молодцы ребята справились с этой игрой. Предлагаю вам покататься на карусели.
Подвижная игра «Карусель»
Дети образуют круг, держась за ленточки правой рукой, идут по кругу сначала медленно, потом слушая музыку ускоряют движения.
Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:
Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,
а потом, кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.
После того как дети пробегают 2 круга, воспитатель
останавливает их и подает сигнал к изменению
направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают ходьбу и бег. Затем педагог вместе с детьми произносит:
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!
Дымковская барышня: Ребята у меня в есть сундучок в нем много разных интересных игрушек. Я приглашаю вас поиграть в игру «Найди Дымковскую игрушку».
Достаёт из сундучка игрушки в том числе и Дымковские, ставит на стол).
Пока звучит музыка мы рассматриваем игрушки, двигаясь вокруг стола. Как только музыка закончится вы должны выбрать Дымковскую игрушку и рассказать, почему вы решили, что именно эта игрушка - Дымковская.
(дети объясняют почему они выбрали эту игрушку.)
Дымковская барышня: Молодцы! Вы хорошо знаете Дымку.
Ребята, в сказочной деревне Дымка барышни собрались на ярмарку, только мастера не успели украсить их наряды. Но я знаю, что вы умеете украшать используя дымковский узор. Воспитатель: Догорая Барышня, наши ребята умеют выкладывать дымковский узор необычным способом, использую набор Фребеля. Ребята, покажем наше мастерство, украсим барышень.
Ответы детей.
Дымковская барышня: Тогда приступайте к работе, а я посмотрю и запомню ваши узоры, да нашим мастерам расскажу х (Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными наигрышами. Дети приступают к работе, воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями).
Дымковская барышня: Какие красивые получились барышни. Да вы и вправду мастера. Очень рада была встречи. Но мне пора. До свидания друзья.
Воспитатель: Ребята вам сегодня понравилось играть с дымковской барышней? Какие игры вам понравились больше всего?
Ответы детей.
Консультация для родителей
«Игра в жизни ребенка»
Как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить песочные замки, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем, же интересом, что и ребенок.
Известно, что лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.
Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется : аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Особенно большой интерес для детей представляет ролевая игра. Она захватывает их своим содержанием, мотивами и занимательностью сюжета. Такая игра при умелом руководстве существенно изменяет характер поведения детей. Но что бы она полностью оправдывала себя, необходимо выразить в игре красоту человеческих отношений и систематизировать детские представления об окружающем. Дети способны на интересную выдумку, сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива, если она поддержана и получает развитие, оказывает огромное влияние на воспитание как личности одного ребенка, так и всего детского коллектива.
Можно выделить такие типы игр:
- Сенсомоторные игры: это действия, направленные на желание получить интересные для ребенка ощущения такие игры преобладают в первые, 2-3 года жизни. Примеры погремушки, звон какими-либо предметами друг о друга.
- Сюжетные игры: это такие игры, направленные на совместные действия предмет - ребенок, которые описывают определенный сюжет, взятый как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильмов и т. п. Катать машины, кормить и укладывать спать куклу – примеры таких игр. Чаще всего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
- Ролевые игры: в таких играх ребенок выбирает для себя определенную роль человека в обществе и воспроизводит те модели поведения, которые, как он считает, ему подходит. Это могут быть, например, позиции, связанные с профессиями (например, в игре в магазин, ролях солдат и т. п. Именно эти игры наиболее значимые для ребенка в возрасте 4-6 лет.
- Игры с правилами: они представляют собой созданные ситуации, которые не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформированных правил. Чаще всего это игры состязания. К этой группе относятся, например, - спортивные игры – футбол, хоккей или волейбол, а также разнообразного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки и т. п. Подобные игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше, к некоторым из них неравнодушно и до сих пор большинство взрослых.
Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Оно становится дисгармоничным - например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.
Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в игре, а не в других видах деятельности. Игра способствует преодолению эгоцентризма у ребенка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.
Играя, дети учатся жить!